Консультационный центр по защите прав потребителей

Что делать с навязанными услугами, которые оператор сотовой связи требует оплатить?

На своем официальном сайте Роспотребнадзор дал рекомендации гражданам в случаях требований операторов связи оплаты навязанных услуг.
Все правовые основы деятельности в области связи устанавливаются Федеральным законом №126 «О связи». Согласно данному закону оператор сотовой связи не вправе оказывать вам дополнительные платные услуги без получения вашего согласия. Абонент может отказаться от оплаты таких услуг, а если услуги оплачены, потребовать возврата средств. Кроме того, об изменении тарифов на услуги связи оператор связи обязан извещать потребителей, в том числе через свой интернет-сайт, не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов.
Если оператор связи самовольно подключил дополнительные услуги и требует их оплаты, абонент имеет право оспорить его действия.
В данном случае Роспотребнадзор порекомендовал потребовать у оператора связи детализацию счета. Абонент вправе получить у оператора связи дополнительную информацию об оказанных ему услугах связи за спорный период, в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров. Как правило, запрос о выдаче детализации счета составляется по форме оператора.
Защищать свои права потребители услуг связи могут в административном и судебном порядке. Однако, до обращения в суд необходимо предъявить претензию оператору связи, приложив к претензии копии договора на оказание услуг связи и детализации счета.
Претензию необходимо вручить или отправить оператору связи не позднее шести месяцев с даты выставления счета за оспариваемые вами дополнительные услуги. При личной передаче претензии представитель оператора связи должен проставить отметку на экземпляре претензии о ее принятии, указав дату её получения, свои Ф.И.О., должность, а также поставить свою подпись. Если претензия направлена по почте, доказательством ее получения будет почтовое уведомление о вручении, которое вернут потребителю после получения претензии оператором связи.
Оператор связи должен зарегистрировать претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, и рассмотреть ее в течение 30 дней со дня регистрации. Результаты ее рассмотрения будут направлены абоненту (в форме документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии). Если оператор связи признает обоснованными требования абонента, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня принятия им решения об удовлетворении претензии. Если оператор связи не рассмотрел претензию или не удовлетворил указанные в ней требования, потребитель вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора.
При отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потребитель вправе предъявить иск в суд. При этом обращаться в суд до предъявления претензии оператору связи он не вправе. Исковое заявление можно подать по месту жительства (пребывания) гражданина, адресу оператора связи (его филиала), либо по месту заключения договора на оказание услуг связи. При удовлетворении судом требований, которые не были удовлетворены оператором сотовой связи добровольно, суд взыщет с него в пользу истца штраф в размере 50% от суммы, ему присужденной.
Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.01.2024 № 59 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" утверждены новые правила оказания услуг телефонной связи, которые вступят в силу 1 сентября 2024 года. В целом нормы законодательства в данной сфере не сильно подверглись изменениям. Однако, в обновленных правилах были учтены тенденции современного мира и внесены некоторые новшества, о которых мы проинформировали в нашей статье «О новых правилах оказания услуг телефонной связи».
Актуально