Консультационный центр по защите прав потребителей

15 марта - Всемирный день прав потребителей

В 2023 году Всемирный день прав потребителей, который отмечается 15 марта, проходит под девизом: «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Каждый год Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) определяет тему праздника, которая отражает наиболее актуальные проблемы и вопросы общества.

Историческая справка: 15 марта 1961 года было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на осознанный выбор, право быть услышанным. Затем Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду. 15 марта 1983 года мировая общественность впервые отметила Всемирный день прав потребителей (в России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г.)
9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

Роспотребнадзор обращает внимание на то, что защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Стоит отметить, что наша страна является стороной Парижского соглашения по климату. При этом российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС – 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.
Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
-энергетически чистый транспорт;
- чистое электроснабжение.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определением мероприятий по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.

Не оставайтесь в стороне! Примите активное участие в праздновании Всемирного дня прав потребителей и узнайте немного больше о своих правах и возможностях.
Напоминаем о наших конкурсах и анкетировании:
- конкурс детского рисунка на тему: "Экологически чистая продукция глазами ребёнка";
- конкурс кроссворда на тему: "Права и возможности потребителей при переходе к потреблению экологически чистой энергии и продукции" (ссылка);
- анкетирование граждан на знание законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- анкета-опрос «Рациональный потребитель» (https://vk.com/zpp.center.saratov).
Также, что в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» продолжает свою работу «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей.

Информация о телефонах «горячей линии»:

консультационный центр для потребителей 8(8452)39-49-01,

консультационные пункты филиалов:

в г. Саратове (ул. Вольская, д. 7) 8(8452)491247,

в филиале ФБУЗ в Аткарском районе 8(84552)32519,

в филиале ФБУЗ в Базарно- Карабулакском районе 8(84591)72092,

в филиале ФБУЗ в Балаковском районе 8(8453)460022,

в филиале ФБУЗ в Балашовском районе 8(84545)40618,

в филиале ФБУЗ в Вольском районе 8(84593)71074,

в филиале ФБУЗ в Ершовском районе (84564)54233,

в филиале ФБУЗ в Петровском районе 8(84555)26310,

в филиале ФБУЗ в Краснокутском районе 8(84560)52187,

в филиале ФБУЗ в Пугачевском районе 8(84574)44336,

в филиале ФБУЗ в Энгельском районе 8(8453)792533,

в филиале ФБУЗ в Ртищевском районе 8(84540)44581,

Приволжский дорожный филиал по ж/д транспорту 8(8452) 413415.


Обращаем внимание, что тематические консультации можно получить и в онлайн-формате, для этого необходимо отправить обращение на электронную почту:

zpp@gigiena-saratov.ru.

Актуально