Консультационный центр по защите прав потребителей

Решение Верховного Суда РФ - запрещено рассчитывать плату за отопление без учета показаний счетчика в МКД со своей котельной

(обзор решения Верховного Суда РФ от 19 мая 2021 г. N АКПИ21-247)


История дела: истец обратился в Верховный Суд РФ с иском о признании частично недействующими абз. 9 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011г. №354) (далее - Правила), а также абз. 1 п. 20.1 приложения №2 к Правилам, указывая на то, что данные положения нарушают его права на пользование частной собственностью, поскольку нет возможности использовать показания индивидуального прибора учета коммунальной услуги по отоплению, а также на равный доступ к коммунальным услугам и равные условия их оплаты, а именно - права жителей домов с децентрализованным отоплением ущемлены относительно прав жителей домов с централизованным отоплением.
Истец указал, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, в котором при вводе в эксплуатацию был установлен общедомовой индивидуальный тепловой пункт - котельная. Для общего учета теплоснабжения дом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, а для индивидуального учета теплоснабжения все жилые и нежилые помещения в доме были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Несмотря на ввод всего дома в эксплуатацию, некоторые из индивидуальных приборов учета не были введены в эксплуатацию собственниками отдельных помещений, а позднее часть из них, установленная на этажных холлах, была украдена. Управляющая организация, фиксируя отсутствие или невведение в эксплуатацию нескольких индивидуальных приборов учета собственников, ссылаясь на Правила, отказалась применять формулу расчета для отдельных помещений добросовестных собственников с установленными и введенными в эксплуатацию индивидуальными приборами учета. Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в их доме производится управляющей организацией в соответствии с п. 54 Правил.
Истец считает, что его право поставлено в зависимость от недобросовестного поведения других собственников помещений в доме, которые не ввели приборы в эксплуатацию, либо не обеспечили сохранность индивидуальных приборов учета тепловой энергии. При этом в домах с централизованным теплоснабжением такая проблема отсутствует по причине внесения Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. N 1708 изменений в пункт 42 1 Правил, которые введены в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 30-П. Полагает, что поскольку Конституционный Суд РФ в своем постановлении не разделял многоквартирные дома на дома с централизованными и децентрализованными системами отопления, Правительству РФ следовало внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Верховный Суд РФ исследовав материалы дела и выслушав все доводы, находит, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению так как:
- В соответствии с ч. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
- В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства РФ предусматривались ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
- Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011г. №354) (далее - Правила), действующие в редакции Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2021 г. N 299.
- Правила (п. 1) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные Виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
- Раздел 4 Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
- Порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии централизованного отопления и самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему теплоснабжению определяется в соответствии с п. 54 Правил.
- Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению определен Правилами с учетом конструктивных особенностей многоквартирного дома, указанных в технической документации, а также способа отопления многоквартирного дома: централизованно или посредством самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению.
– Абзац 9 п. 54 Правил предусматривает, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18.1 приложения N 2 к Правилам.
- Для жилых помещений (квартир) или нежилых помещений, оборудованных индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме используется формула 18.1, предусмотренная п. 20.1 приложения №2 к Правилам.
- Федеральным законом "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса РФ" статья 157 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 1.1, согласно которой Правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
- Оспариваемые положения нормативного правового акта не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах (при отсутствии централизованного теплоснабжения), которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, что не соответствует ч. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
Со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ Правила, в той части, в  которой не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных счетчиков для оплаты тепла в многоквартирном доме без централизованного теплоснабжения, в котором не все помещения оснащены индивидуальными приборами учета - признаны не действующими.
Распределение платы за тепло с учетом только площади помещений поощряет недобросовестных потребителей расходовать тепло за счет других собственников и не создает стимулов для добровольной установки индивидуальных счетчиков.



Актуально