Консультационный центр по защите прав потребителей

О ненадлежащих практиках в потребительском кредитовании

Банк России в деятельности кредиторов лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (кредиторов) выявил практики взимания с заемщиков по договорам потребительского кредита (займа) дополнительной платы (может быть обозначена как комиссия, вознаграждение, тариф, платеж и другое), в том числе носящей систематический характер, за осуществление действий, связанных с договором потребительского кредита (займа), включая:
- изменение размера процентной ставки при заключении договора потребительского кредита (займа);
- изменение отдельных условий уже заключенного договора потребительского кредита (займа) (например, снижение размера периодического платежа, изменение даты его внесения, возможность пропуска платежа, реструктуризация задолженности заемщика и прочее);
- совершение кредитором действий, связанных с исполнением заемщиком обязательств по заключенному договору потребительского кредита (займа) (например, в части: возможности досрочного возврата потребительского кредита (займа) в сокращенные сроки; получения возмещения части уплаченных процентов по договору потребительского кредита (займа) при соблюдении заемщиком определенных условий; отказа кредитора от взыскания задолженности по договору потребительского кредита (займа) и прочее).
По мнению Банка России, соответствующие практики приводят к изменению размера и состава расходов заемщика по обслуживанию потребительского кредита (займа), увеличивают риски введения заемщика в заблуждение относительно действительных условий заключаемого договора потребительского кредита (займа), поскольку объективная и всесторонняя оценка указанных практик ввиду их сложности требует более пристального внимания со стороны заемщика.
В связи с указанным, информационным письмом Банка России от 11.04.2024 г № ИН-03-59/24 «О ненадлежащих практиках в потребительском кредитовании», рекомендовано кредиторам придерживаться принципа добросовестности в отношениях с заемщиками и воздержаться от применения подобных, формирующих условия для нарушения прав заемщика ненадлежащих практик.


Актуально