Консультационный центр по защите прав потребителей

О законопроекте, устанавливающем единые требования к деятельности маркетплейсов

Проект федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов).
В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности агрегаторов информации на товары, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов, использующих платформы маркетплейсов, владельцев пунктов выдачи заказов и иных участников соответствующих отношений, особенности организации торговли через агрегаторов информации на товары и требования к агрегаторам информации на товары как к участникам соответствующих отношений.
Настоящий законопроект восполняет пробел в регулировании организационных основ деятельности агрегаторов информации на товары, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность указанной деятельности, формирование здоровой конкурентной среды на рынке агрегаторов информации на товары.
Применяемые в законопроекте понятия «агрегатор информации на товары» и «владелец агрегатора информации на товары» основываются на содержащемся в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» определении «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», что обеспечивает преемственность и комплексность правового регулирования отношений, связанных с деятельностью агрегаторов информации о товарах.
Законопроект, также, устанавливает существенные условия и иные требования к договорам, которые владелец агрегатора о товарах заключает с продавцом (договор об оказании услуг агрегатора информации о товарах) и с владельцем пункта выдачи заказов. Одним из обязательных требований к договорам является явное и понятное изложение условий сотрудничества. Кроме того, законопроектом предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на сайте владельца агрегатора информации о товарах в сети «Интернет».
Иные предусмотренные законопроектом требования к порядку осуществления деятельности владельца агрегатора информации о товарах разделены на две группы в зависимости от экономического положения агрегатора информации о товарах. Первая группа включает универсальные требования, единые для всех агрегаторов информации о товарах. В указанную группу входят требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем агрегатором информации с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте в сети «Интернет»; о проверке (идентификации) продавцов и владельцев пункта выдачи заказов и доведении соответствующих сведений до покупателей товаров, обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям, обеспечения соблюдения установленных законодательством требований к обороту товара и другие. Во вторую группу включены специальные требования, распространяемые на участников рынка, посредством которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием агрегаторов информации о товарах за предшествующий год (в стоимостном выражении). Для целей законопроекта владельцы агрегаторов информации о товарах, удовлетворяющие данному условию, признаются имеющими значимое положение на рынке и подвергаются более существенным ограничениям, направленным в том числе на недопущение монополизации рынка.
Законопроектом также установлен правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определен круг их прав и обязанностей.
В случае принятия положения законопроекта вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Актуально