Консультационный центр по защите прав потребителей

Об итогах работы Консультационного центра и пунктов для потребителей в 2021 году

В 2021 году в консультационный центр и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» обратилось 4266 потребителей, из которых 925 - на личном приеме, 3085 - по телефону и 256 - с использованием средств электронных коммуникаций. В ходе консультаций специалистами консультационного центра и пунктов было подготовлено 526 проектов документов (претензий, исковых заявлений и обращений в контролирующие органы). По тематике преобладали обращения потребителей, связанные с продажей технически-сложных товаров (13%), одежды и обуви (10,6%), продовольственных товаров (9%), оказанием финансовых услуг (9%), услуг ЖКХ (8,3%), медицинских услуг (5,4%), транспортных услуг (5,2%), с дистанционными продажами 2,4%, и другие.
В 2021 году было организовано 327 «горячих линий» для потребителей и 729 мероприятий при осуществлении образовательной деятельности (лекции, общественные акции и др).
Разработано 427 информационных материалов для распространения потребителям, которые были направлены в печатные издания и размещены на сайте ФБУЗ в сети «Интернет».
Важными направлениями в работе Консультационного центра и пунктов:
- систематическое направление в Роспотребнадзор разработанных специалистами консультационного центра памяток, статей, отчетов о проведенных мероприятиях, образцов документов для наполнения новостной ленты и Модуля «Справочник потребителя» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП),
- участие в реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации;
- участие в реализации Комплексной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области» на 2021-2025 годы (отчет о проделанной в 2020 году работе направлен 5.02.2021г в Министерство экономического развития Саратовской области);
- осуществление консультирования и информирования граждан – потребителей об их законных правах в различных сферах приобретения товаров и услуг (на постоянной основе);
- исполнение утвержденного Роспотребнадзором на 2021 год плана «горячих линий» (в 2021 году при участии консультационного центра и пунктов для потребителей, профильных специалистов по гигиене питания, гигиене детей и подростков, коммунальной гигиене организованы тематические консультирования: по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции, продовольственных товаров, к Всемирному дню прав потребителей, по вопросам оказания финансовых и жилищно-коммунальных услуг, по вопросам детского отдыха, по качеству и безопасности хлебобулочных изделий и кондитерской продукции, по вопросам потребителей в сфере туризма и летнего оздоровительного отдыха, по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом, по вопросам качества и безопасности плодоовощной продукции, по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, по вопросам организации питания в школах, по вопросам качества и безопасности мясной и рыбной продукции, по услугам такси и каршеринга, по вопросам качества и безопасности детских товаров, выборе новогодних подарков).
В летний период была активизирована работа с администрациями лагерей Саратовской области по повышению финансовой грамотности отдыхающих в них детей. Целью образовательного цикла являлось знакомство с основными понятиями, касающимися банковских услуг, углубление знаний о существующих финансовых организациях, формирование у школьников представления о мерах безопасности при пользовании финансовыми услугами. По возможности специалисты центра и пунктов выезжают сами для проведения обучающих мероприятий со школьниками, так и передают всевозможные презентации, видеоролики, памятки и листовки для ознакомления и распространения среди школьников силами работников лагерей. За весь летний период в лагерях Саратовской области проведено 37 лекций по повышению финансовой грамотности молодежи с общим охватом 1653 человека.
На основании приказа Управления Роспотребнадзора по Саратовской области № 87 от 06.04.21г специалистами консультационного центра для потребителей ведется мониторинг предприятий торговли на предмет выявления на товарах ненадлежащей маркировки идентификационными знаками или ее отсутствие. Результаты направляются в организационный отдел ФБУЗ ежедневно.
С 09.09.2021г в практику консультационного центра внедрены контрольные (надзорные) мероприятия – выездные обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, предусмотренные ст. 75 Федерального Закона от 31.07.2020г № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проводимые на основании поручений управления Роспотребнадзора в Саратовской области. Указанные мероприятия проводятся на систематической основе с последующим составлением актов выездных обследований и предоставлением их в управление Роспотребнадзора по Саратовской области.
Согласно основным направлениям деятельности, заданным Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека на 2022 год, а также Плану организационных мероприятий в задачи ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в 2022 году, в числе прочих, включено:
 - участие в реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р;
- участие в реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части применения на системной основе комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе установленных статьей 45 указанного закона и ежегодной Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерб)а охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;
- совершенствование деятельности консультационного центра и пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», в том числе при реализации государственных заданий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», с учетом результатов мониторинга эффективности реализации региональных программ по защите прав потребления с целью внедрения в работу лучших практик других регионов.

О деятельности