Консультационный центр по защите прав потребителей

Верховный Суд РФ напомнил о том, что доставка крупногабаритного товара для проведения проверки качества - обязанность продавца

История дела: потребитель приобрел лодку, у которой через месяц после покупки проявились различные дефекты производственного характера, в связи с этим он направил в адрес продавца претензию с требованием расторгнуть договор-купли продажи и вернуть ему деньги за некачественный товар. Поскольку продавец не организовал проверку качества и в добровольном порядке не вернул деньги потребителю, потребитель сам организовал проведение независимой экспертизы. Согласно заключению эксперта, надувная лодка имеет дефекты производственного конструктивного характера.
Суд первой инстанции удовлетворил требование потребителя и признал установленным факт наличия в приобретенной лодке производственных дефектов, в связи с чем взыскал с ответчика (продавца) уплаченную за товар цену, а также пришел к выводу, что продавец в добровольном порядке в предусмотренные законом сроки не удовлетворил законные требования потребителя, в связи с чем взыскал неустойку и штраф. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с тем, что деньги за некачественный товар необходимо вернуть, однако указали на то, что потребитель не представил товар продавцу, ограничившись направлением соответствующей претензии, чем лишил продавца возможности своевременно организовать проверку качества и добровольно удовлетворить требования потребителя, поэтому отменили решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки и штрафа.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд РФ в своём определении от 23.03.2021г № 57-КГ20-16-К1 указал на то, что пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребителю в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, предоставлено право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Согласно общему правилу, установленному в п.7 ст.18 Закона о защите прав потребителей, доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, Верховный суд РФ, указывает на то, что положения ст. 18 Закона о защите прав потребителей не содержат обязанности покупателя по направлению за свой счет продавцу некачественного товара для его проверки. Напротив, данная обязанность лежит на продавце.
Актуально