Консультационный центр по защите прав потребителей

Об онлайн - сервисе для урегулирования потребительских споров

В Госдуму внесен законопроект с поправками в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЭ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", которые предусматривают создание альтернативного онлайн-урегулирования споров (ОУС).
Указанный законопроект подготовлен во исполнение абзаца восьмого подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № Пр-1004ГС о формировании системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг с участием в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей, а также в целях реализации пункта 01.01.008.006 плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. № 2). Проект федерального закона призван создать благоприятные условия для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайнторговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему.
В пояснительной записке авторов законопроекта отмечено, что необходимость создания системы механизмов ОУС вызвана, главным образом, возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, необходимостью сократить издержки потребителей и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, издержки бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме.
Законопроект устанавливает, что в качестве участников ОУС выступают потребители и адресаты их требований, нейтральные лица – специалисты, эксперты, медиаторы. При этом круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен. Обязательное участие в онлайн-урегулировании будет только в случае, если это установлено договором с потребителем и, если он согласен с условиями договора.
Предполагается, что услуги онлайн-сервиса для потребителей являются бесплатными.
В случае принятия, законопроект вступит в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня его официального опубликования.
Актуально