Консультационный центр по защите прав потребителей

15 марта - Всемирный день прав потребителей

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
Историческая справка: 15 марта 1961 года было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на осознанный выбор, право быть услышанным. Затем Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду. 15 марта 1983 года мировая общественность впервые отметила Всемирный день прав потребителей (в России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г.)
9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что целью Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в сфере ЗПП, повышение потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.
В Роспотребнадзоре работает целый ряд мер по защите прав потребителей, включая контроль за качеством продукции и услуг, а также надзор за соблюдением законодательства в области правоотношений с участием потребителей. Так, в 2023 году территориальными органами Роспотребнадзора было подано в суд 10 496 -. исков в защиту прав потребителей. В рамках судебной защиты при участии Роспотребнадзора в пользу потребителей было присуждено 3,2 млрд. рублей, что на 40 % больше, чем в 2022 году. Из этой суммы более 110 млн. рублей составляет компенсация морального вреда в пользу потребителей, что так же значительно больше суммы прошлого года (72 млн. рублей).
Каждый год Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) определяет тему праздника, которая отражает наиболее актуальные проблемы и вопросы общества. В этом году девиз Всемирного дня прав потребителей – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Все мероприятия, проводимые в рамках этой даты, будут направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Актуально