Консультационный центр по защите прав потребителей

Самообследование как вид профилактического мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей

Одним из принципов государственного контроля (надзора), закрепленного в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" является стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований (статья 8). Данный принцип проведение профилактических мероприятий ставит приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий (ч.1 ст. 8).
Должны быть обеспечены стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизация потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований (ч. 2 ст. 8).
Закон предусматривает 7 профилактических мероприятий, все они перечислены в ч.1 ст. 45 248 Федерального закона.
Рассмотрим такой вид профилактических мероприятий, как самообследование, которое проводится в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований, а также с целью получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска.
Статьёй 51 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1005 "Об утверждении Положения, в отношении такого профилактического мероприятия, как самообследование, установлено следующее:
  • самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в том числе, с привлечением представителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в части осуществления ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
  • самообследование может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных принадлежащих ему объектов;
  • контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований, которая направляется к надзорный орган, где подлежит регистрации, может быть размещена на сайте контролируемого лица, а также использоваться в целях рекламы. Срок её действия 3 года.

Наличие декларации является одним из критериев при присвоении репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
Однако, в случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Принять новую декларацию возможно не ранее, чем через 3 месяца после исполнения контролируемым лицом решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках процедуры самообследования возможно пройти тестирование на официальном сайте Роспотребнадзора без дополнительной идентификации и аутентификации личности.
Тесты содержат общие вопросы, характерные для всех видов деятельности контролируемого лица. Для получения высокой оценки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области защиты прав потребителей, контролируемому лицу необходимо правильно ответить на все вопросы теста.
Приложение приложением № 3 к приказу Роспотребнадзора от 17.12.2021 № 787 утверждены Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований.
Все указанные в статье документы имеются в свободном доступе в сети «Интернет» и справочно-правовых системах.
Актуально