Консультационный центр по защите прав потребителей

Банк России предложил механизм защиты граждан, приобретающих товар или услугу в рассрочку

Банк России предложил принять дополнительные меры по защите прав потребителей при оплате товаров или услуг в рассрочку, поскольку, по мнению регулятора, права граждан в данной сфере недостаточно защищены законодательством. Так, приобретая товар или услугу в рассрочку человек фактически совершает покупку в долг, но не имеет такой защиты, как у заемщика банка или МФО: у него нет информации обо всех условиях договора, о стоимости услуг по предоставлению рассрочки и о размере возможной переплаты. Также потребитель может не знать о высоких штрафах за просрочку и не может воспользоваться реструктуризацией.
Банк России предлагает сблизить законодательство о потребительском кредитовании и законодательство, регулирующее услуги рассрочки, в частности:
·        ввести требования к информированию потребителей и содержанию заключаемого договора;
·        ограничить размер неустойки за просрочку исполнения договора;
·        дать возможность покупателю запретить уступку прав требования третьим лицам;
·        запретить продавцам устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки или её отсутствия;
·        ввести обязанность продавца(исполнителя) раскрывать стоимость рассрочки, а также ограничить её стоимость;
·        дать покупателю возможность в течение определенного «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, а также в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре.
Также, регулятор считает, что сведения о предоставленной рассрочке необходимо направлять в бюро кредитных историй, поскольку сейчас отсутствие этих данных мешает банкам правильно оценить долговую нагрузку и кредитоспособность потенциальных заемщиков.
Планируется обсудить данную инициативу со всеми заинтересованными сторонами, а затем подготовить проект изменений в законодательство.
Самоучитель финансовой грамотности