Консультационный центр по защите прав потребителей

О праве потребителей на отказ от товара, приобретенного дистанционно

При соблюдении определенных условий потребитель может потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств и вернуть товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно.
В соответствии с п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона от 07.02.1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), п. п. 17, 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г № 2463 (далее Правила) при дистанционной продаже товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с описанием товара, размещенным продавцом в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей отказаться от полученного товара, приобретенного дистанционно, можно в следующие сроки:
- в течение семи дней после передачи товара;
- в течение трех месяцев с момента передачи товара в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара.
Учитывая положения абз. 3, 4 п. 4 ст. 26.1 Закона, п. п. 13, 24, 26, 41, 45, 51 Правил, п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г № 17, отказаться от товара в указанные сроки можно (за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения), если соблюдены следующие условия:
1) сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия их покупки. При отсутствии такого документа можно ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, например на выписку с банковского счета, содержащую сведения, позволяющие идентифицировать покупку. При этом оплата потребителем товара путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности возвратить уплаченную за товар сумму при его возврате;
2) товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно вами.
При приобретении лекарственного препарата для медицинского применения дистанционным способом потребитель вправе отказаться от доставленного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только доставка (п. п. 1, 4 ст. 26.1 Закона, п. 26 Правил).
К сведению: согласно пп. 22, 41, 45, 51 Правил № 2463, п. 4 ст. 26.1 Закона от 07.02.1992 №2300-1, продавец обязан обменять, либо принять обратно (и вернуть деньги) следующие товары, купленные дистанционно, даже если они надлежащего качества:
- технически сложные бытовые товары (к примеру, холодильники, кондиционеры, роботы-пылесосы, плиты, стиральные машины и другие);
- ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) камней;
- транспортные средства.
Отказать покупателю продавец может лишь в том случае, если товарный вид или потребительские свойства товара утрачены.
При розничной продаже непосредственно в торговых точках, указанные товары возврату и обмену не подлежат, так как включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г № 2463).
Памятки