Консультационный центр по защите прав потребителей

О новом законе, регулирующем деятельность такси

В конце 2022г был принят Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», который вступил в силу 1 сентября 2023г. Согласно принятому закону, деятельность по перевозке легковым такси вправе осуществлять лица, получившие соответствующее разрешение и включенные в региональный реестр перевозчиков. При этом использовать для перевозок пассажиров можно только транспортные средства, сведения о которых также содержатся в специальном реестре.
В каждом регионе нашей страны будет создано по три реестра:
1) региональный реестр легковых такси, в который будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик легковыми такси вправе использовать.
2) региональный реестр перевозчиков легковыми такси, в который будут включены сведения о перевозчиках такси, в том числе номера записей из регионального реестра легковых такси, используемых перевозчиком.
3) региональный реестр служб заказа легкового такси, который будет содержать сведения о службах заказа, в том числе о предоставлении им права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия указанного права.
Также, указанный закон установил обязательные требования к:
· перевозчикам легковыми такси;
· легковому такси. В частности, машина должна иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и некоторые другие требования.
· водителю легкового такси, в том числе перечень оснований для запрета для допуска лица к управлению легковым такси. К таким основаниям, например, отнесены установление запрета для допуска к управлению такси лицам, имеющим более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; отсутствие аттестации на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия, объектов здравоохранения, образования, спорта, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и др.
· деятельности служб заказа такси, а также предусмотрена возможность привлечения агрегатора к ответственности в определенных случаях.
Одной из новелл законодательства считается то, что наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями, в качестве перевозчиков смогут выступать физические лица, имеющие статус «самозанятый». Таксисту, имеющему статус самозанятый, необходимо будет предварительно заключить договор со службой заказа легкового такси, оказывающей услуги с использованием сети Интернет. Кроме того, установлены определенные особенности договорных отношений между владельцем транспортного средства, предоставляемого для осуществления перевозок, и перевозчиком-самозанятым. Так, на владельца автомобиля (исполнителя) возлагается, помимо прочего, обязанность осуществлять его содержание и техническое обслуживание, а также обязанность обеспечивать заказчику возможность прохождения медицинских осмотров водителей и контроля технического состояния транспортного средства.
Что касается прав потребителей-клиентов такси, то в новом законе чётко определен перечень информации, которая должна быть размещена в салоне такси и доведена до клиента, в частности, это:
1) государственный регистрационный номер транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
2) наименование перевозчика;
3) номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
4) сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения;
5) абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя легкового такси;
7) абонентский телефонный номер уполномоченного органа.
Помимо перечисленной информации, в салоне легкового такси должны находиться сведения о действующих тарифах, в том числе о тарифах на единицу пробега транспортного средства и (или) единицу времени пользования транспортным средством и правила их применения при определении платы за перевозку, данная информация может быть представлена в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода) или посредством размещения в салоне такси сведений об адресе сайта в сети "Интернет", на котором размещены эти сведения.
При заказе такси заказчику должны сообщить номер принятого к исполнению заказа легкового такси, наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, которые являются перевозчиком, размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения, о возможности исполнения дополнительных требований заказчика к перевозке, планируемое время прибытия легкового такси. Затем, по прибытии легкового такси, заказчику должны сообщить местонахождение, марку, модель, государственный регистрационный номер и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя легкового такси, его абонентский телефонный номер или информацию, позволяющую осуществить вызов на его абонентский телефонный номер, фактическое время прибытия легкового такси.
Новым законом, также, урегулирован вопрос ответственности перед потребителем. По общему правилу перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира. Однако при определенных обстоятельствах к ответственности может быть привлечена и служба заказа. Ответственность службы заказа наступает в случаях, если: заказ был передан лицу, которое не имеет разрешение на осуществление перевозок; для перевозки использовалось транспортное средство, не учтенное в реестре; заказчик не был уведомлен о наименовании перевозчика. Также, на службу заказа возлагается субсидиарная ответственность за вред, причиненный пассажиру при перевозке лицом, которое имеет статус самозанятого, в части, превышающей размер выплаченного потерпевшему страхового возмещения по ОСАГО. Другими словами, если денежное возмещение по ОСАГО не покрывает полностью вред, который причинен при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажира, то пассажир вправе взыскать оставшуюся сумму со службы заказа такси.
В случае, если вред причинён пассажиру вследствие ненадлежащего технического состояния транспортного средства, которое передано в пользование перевозчику-самозанятому для осуществления услуг такси, к ответственности может быть привлечен владелец этого транспортного средства.
Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…» вступил в силу 1 сентября 2023г., за исключением отдельных положений, которые вступят в силу позже.
Памятки