Консультационный центр по защите прав потребителей

О законопроекте, уточняющем ответственность за нарушение прав потребителей

Государственной Думой в первом чтении рассмотрен Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных" (далее также – законопроект, а в отдельных случаях – Федеральный закон), разработанный в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с нарушением прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) путем навязывания им продавцом или исполнителем дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также, необоснованном отказе, либо уклонении продавца или исполнителя от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, и привлечением продавца или исполнителя (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) к административной ответственности за указанные нарушения.
По мнению авторов законопроекта, достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемым в законопроекте (путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением административных правонарушений, посягающих на права потребителей, и привлечением виновных в их совершении лиц к административной ответственности, регулируются КоАП РФ.
В настоящее время вопросы, связанные с административно-правовой охраной прав потребителей, регулируют главой 14 КоАП РФ (например, статьи 14.4–14.8, 14.15–14.16, 14.28 и другие). При этом некоторые права потребителей до сих пор не получили надлежащей и четко определенной административно-правовой охраны. К ним относится, например, право на заказ или приобретение конкретного товара (работы, услуги) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Как показывает правоприменительная практика, зачастую с навязыванием потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату сталкиваются покупатели автомобилей.
Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также – Роспотребнадзор), КоАП РФ в настоящее время не содержит отдельного состава административного правонарушения, предусматривающего наказание за навязывание дополнительных товаров и услуг, а применяемые к таким деяниям в данный момент наказания (по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ) за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, не носят предотвращающий и профилактический характер. Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 000 до 500 000 рублей, однако иногда сумма навязываемых товаров (работ, услуг) может достигать более 50 процентов от стоимости заказываемых или приобретаемых потребителем товаров (работ, услуг). При этом максимальный размер административного штрафа за данное правонарушение составляет для должностных лиц (включая индивидуальных предпринимателей) от одной тысячи до двух тысяч рублей, а для юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, что, на взгляд разработчиков законопроекта, учитывая массовый характер таких правонарушений и обращений граждан в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России) по этому поводу в большинстве субъектов Российской Федерации, явно недостаточным. Роспотребнадзор, в то же время, неоднократно выступал за увеличение размеров административных штрафов за нарушение прав потребителей, учитывая, что они не повышались по многим статьям КоАП РФ с 2001 г.
Кроме того, навязывание покупателям дополнительных товаров (работ, услуг) вызывает, ко всему прочему, рост цен на основные товары (работы, услуги).
Зачастую, потребители получают необоснованный отказ от продавца (исполнителя) от рассмотрения в установленном законом порядке требований, связанных с нарушением его права на возврат уплаченных средств за навязанные ему ненужные товары (услуги), либо же вовсе продавец (исполнитель) уклоняется от рассмотрения таких требований. Однако административной ответственности за эти деяния не предусмотрено. В месте с тем, в последующем, при удовлетворении судами исковых заявлений потребителей суд взыскивает штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (абзац первый пункта 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"). Это подтверждается, в том числе вышеуказанными судебными решениями.
В этой связи, учитывая актуальность проблемы, недостаточно эффективной административно-правовой охраны прав потребителей в вышеуказанных ситуациях, а также глобальный характер обозначенных правонарушений законопроектом предлагается установить в КоАП РФ самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающих административную ответственность за:
1) навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг). Предлагаемый размер административного штрафа за данное правонарушение для его субъектов обусловлен неэффективностью действующих и назначаемых размеров штрафов за указанное правонарушение, не останавливающих продавцов (исполнителей) от навязывания гражданам не нужных им товаров (работ, услуг);
2) необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, с назначением наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей и на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей. Предлагаемые размеры административных штрафов обусловлены целью не допустить субъектами данных правонарушений (должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) намеренного затягивания возврата средств потребителю за товар (работу, услугу) (например, путем введения в заблуждение относительно наличия у потребителя права на их возврат), вынуждая его обращаться за защитой своего права в суд.
В случае принятия Федерального закона предлагается, чтобы он вступил в силу в общем порядке, предусмотренном статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", – по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Авторами отмечено, что принятие законопроекта позволит обеспечить надлежащую административно-правовую охрану, соблюдение, предотвращение и предупреждение нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также будет способствовать профилактике необоснованных отказов либо уклонения от рассмотрения в установленном законом порядке продавцами или исполнителями требований потребителя, связанных с нарушением его прав.
Актуально