Консультационный центр по защите прав потребителей

О планируемых изменениях законодательства в части недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2021 года в первом чтении принят внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 1184356-7 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон), который устанавливает запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей.
Законопроект разработан в целях пресечения недобросовестного поведения на потребительском рынке, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора.
Законопроектом предусмотрен запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
По мнению авторов законопроекта, указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
В перечень недопустимых условий, ущемляющих права потребителей, предусмотренный законопроектом в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, вошли условия, которые:
1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Закона;
3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 Закона;
4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;
7) ограничивают установленное статьей 16.1 Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) уменьшают размер законной неустойки;
10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;
11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.

Следует отметить, что в этой связи, для обеспечения действия названной нормы, Роспотребнадзором был разработан проект федерального закона № 1184517-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных), который также 24 ноября 2021 года был рассмотрен и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
Вступление вышеуказанных нововведений в силу предполагается 1 марта 2022 года.
Актуально