Консультационный центр по защите прав потребителей

О проекте постановления Правительства РФ в части совершенствования порядка ‎расчетов за коммунальные услуги

Минстрой России регистрирует множество обращений граждан и организаций ежегодно. В частности — по разъяснению положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению — одна из главных тем таких обращений, в особенности ежегодная корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению при способе ее оплаты в течение календарного года, а также точность расчетных способов определения размера платы за отопление при выходе прибора учета тепловой энергии из строя.
Вместе с тем, часто вызывает вопросы порядок предоставления рассрочки внесения платы за коммунальные услуги, предусмотренной в случае превышения размера платы за коммунальную услугу более чем на 25 процентов по сравнению с начислениями за аналогичный расчетный период прошлого года.
Однако, на практике имеют место споры, связанные с определением достоверного источника информации о площади жилого дома, площади помещений в многоквартирном доме, необходимых для корректного определения размера платы за коммунальные услуги.
Для решения указанных вопросов, был разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги» (далее – проект постановления), предусматривающий следующие изменения.
Проектом постановления предусматривается повсеместный переход на способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (за исключением г. Москвы), который должен быть завершен до 1 января 2024 года. Для смягчения перехода на оплату отопления в течение отопительного периода проектом постановления предусмотрен продолжительный период, в течение которого региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода. Также, проектом постановления предусмотрена вариативность в выборе даты для начала применения нового порядка оплаты: с начала отопительного периода, либо с начала следующего календарного года.
Вместе с тем, для обеспечения готовности исполнителей коммунальных услуг к изменению порядка расчета платы за отопление проектом постановления предусмотрено заблаговременное принятие региональным органом власти решения в отношении всех или отдельных муниципальных образований о переходе: не менее чем за 3 месяца до начала применения нового порядка расчета. Чтобы смягчить негативные последствия для граждан, проектом постановления предусмотрен продолжительный срок, в течение которого гражданам может быть предъявлена корректировка платы за отопление:
- до 1 июня года, следующего за годом приятия решения о корректировке;
- предоставление гражданам беспроцентной рассрочки на 3 месяца на оплату размера корректировки в заявительном порядке.
По мнению авторов проекта постановления такие изменения позволят уйти от ежегодной корректировки платы за отопление и рассчитываться за фактически потребленный в расчетном периоде объем тепловой энергии, в том числе получая видимый экономический эффект в актуальных начислениях при реализации энергоэффективных мероприятий.
Вместе с тем, проект постановления уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в случае выхода прибора учета из строя, предусматривая порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. В этих целях среднемесячный объем потребления тепловой энергии предлагается рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней наличия отопления с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха.
Также, проектом постановления предусмотрено, что в случае расхождения сведений о величинах площадей помещений в многоквартирном и жилом доме, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), и сведений, представляемых управляющей компанией, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Таким образом, проект постановления позволит решить имеющиеся острые проблемы правоприменения норм, регулирующих порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, без кардинального пересмотра действующего регулирования.


Актуально