Консультационный центр по защите прав потребителей

«Невозвратный» тариф в гостинице» - новая законодательная инициатива

Минэкономразвития разработал законопроект «О внесении изменений в ст. 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предполагающий возможность установления гостиницами возвратного и невозвратного тарифа.
Отмечается, что в настоящий момент законодательством Российской Федерации предусмотрен только механизм взимания платы за фактический простой номера. Однако, таким образом можно компенсировать только затраты гостиницы за первые сутки проживания и только в том случае, если потребитель не подал в гостиницу заявление об отказе от гостиничных услуг.
Так, п.16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации предусмотрено, что гостиница или иное средство размещения вправе предусматривать гарантированное бронирование, то есть, бронирование, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. При несвоевременном отказе от бронирования, опоздании или в ситуации незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается. В данном случае, существенным условием удержания гостиницей денежных средств в ходе такого бронирования является отсутствие заблаговременного предупреждения от потребителя или иного уполномоченного лица об отказе от забронированных услуг.
Статьей 32 Закона о защите прав потребителей предусмотрено право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В связи с тем, что законодательство не предусматривает понятия "разумный срок уведомления" потребитель может уведомить гостиницу об отказе от услуг вплоть до времени заезда и забрать собственные средства. При этом для гостиницы такая ситуация, фактически, будет означать тот же самый простой номера и последующие убытки, так как реализовать номер минута в минуту невозможно. Фактически, объем расходов гостиницы на операционную деятельность в большей степени постоянный, в случае отказа потребителя от бронирования компенсировать затраты невозможно, и сумма расходов составляет убыток по основному виду деятельности.
Авторы законопроекта отмечают, что принятие законопроекта увеличит доступность проживания в гостиницах для граждан благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки.
Предполагается, что гостиницы смогут устанавливать два тарифа на проживание: возвратный и невозвратный.
В случае, если договор на оказание гостиничных услуг заключен по «возвратному» тарифу, то при его досрочном расторжении по инициативе потребителя, ему вернут уплаченную сумму за исключением фактически понесенных расходов исполнителя, связанных с исполнением обязательств по договору.
Если же договор заключен по «невозвратному» тарифу, то при его расторжении по общему правилу внесенные средства не будут подлежать возврату. Исключение:
- вынужденный отказ от договора в связи с болезнью потребителя, члена его семьи либо близкого родственника;
- вынужденный отказ потребителя от договора в связи со смертью члена его семьи либо близкого родственника;
- в иных случаях, установленных гостиницей.
В случае принятия законопроекта, предполагаемый срок вступления в силу изменений – 1 марта 2025года.
Актуально