Консультационный центр по защите прав потребителей

Об особенностях исполнения договоров морской перевозки пассажиров, порядке и сроках возврата платы за проезд в режиме повышенной готовности или ЧС

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 909 утверждено Положение об особенностях исполнения договора морской перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата пассажиру платы за проезд и за провоз его багажа при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее Положение).
В соответствии с данным Положением перевозчику предоставлено право при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в одностороннем порядке:
- изменить условия договора (в части даты, продолжительности, маршрута и типа судна);
- отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить оплаченную провозную плату в порядке и сроки, которые установлены настоящим Положением.
В случае изменения условий договора, в том числе, из-за введения режима повышенной готовности, перевозчик обязан в течение 18 месяцев с даты отправления рейса, указанного в билете, предложить пассажиру изменения условий договора (в т.ч. по стоимости, маршруту, продолжительности) с учетом оплаченной провозной платы. Расчет стоимости предлагаемых изменений условий договора осуществляется исходя из цен, действующих на дату отправления рейса, указанного в билете.
При этом пассажир вправе использовать часть оплаченной суммы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
В случае согласия пассажира с изменением условий договора, пассажир направляет перевозчику уведомление. Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством почтовых отправлений или приличном обращении к перевозчику. Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления. По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием денежных средств в счет оплаты услуг, и проинформировать об этом пассажира.
Пассажир вправе направить уведомление до даты перевозки морским транспортом, указанной в билете, или в течение 18 месяцев с даты отправления рейса, указанного в билете. В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (на электронную почту, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.
При согласии пассажира на изменение условий договора пассажир также вправе получить от перевозчика подтверждение, что ранее внесенные пассажиром денежные средства в оплату провозной платы могут быть использованы им для оплаты услуг перевозчика в связи с изменением условия договора. Такое подтверждение перевозчик предоставляет пассажиру в течение 3 календарных дней со дня его обращения. Подтверждение должно содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого пассажиру должны быть оказаны услуги.
В случае отказа пассажира от перевозки морским транспортом денежные средства подлежат возврату по заявлению пассажира в течение 10 календарных дней со дня получения такого заявления.
В течение 10 календарных дней со дня получения заявления, но не позднее 18 месяцев с даты отправления рейса, указанного в билете, перевозчик обязан направить денежные средства, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства при личном обращении к перевозчику.
Если заявление подано с нарушением требований настоящего Положения, такое заявление возвращается пассажиру в срок не более 3 рабочих дней со дня получения заявления с указанием требований, которые были нарушены при его подаче. После устранения нарушений пассажир имеет право на повторную подачу заявления на возврат денежных средств.
Согласно Положению на сумму оплаченной провозной платы подлежат уплате проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее 30 месяцев с даты отправления рейса, указанного в билете.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 909 вступило в силу 4 июля 2020 г и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля по 31 декабря 2020 г.
Уважаемые потребители! Если Ваши права нарушены неправомерными действиями перевозчика, обращайтесь за консультацией, составлением необходимых документов в наш консультационный центр для потребителей. Телефон для справок: 8-8452-39-49-01

Памятки