Консультационный центр по защите прав потребителей

Сроки предъявления потребителем требований при обнаружении недостатков товара

При покупке того или иного товара всегда есть риск приобрести некачественную продукцию. Положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплены права потребителя при обнаружении недостатков в товаре (при условии, что недостатки не были оговорены продавцом до момента заключения договора купли-продажи). Потребитель вправе по своему выбору требовать:
• замены на товар аналогичной марки;
• замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• расторжения договора купли-продажи. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Потребитель может предъявить продавцу/изготовителю/уполномоченной организации/ уполномоченному индивидуальному предпринимателю/импортеру одно из вышеперечисленных требований, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (статья 19 Закона о защите прав потребителей).

Срока годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, по истечении срока годности такие товары считаются непригодными для использования. Для товаров длительного использования (мебель, одежда, обувь, бытовая техника и пр.) изготовитель вправе установить срок службы, также изготовитель/продавец могут установить на такие товары гарантийный срок. Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. Гарантийный срок - это период, в течение которого изготовитель/продавец несет повышенную ответственность перед потребитель за недостатки, возникшие в товаре, т. е. отвечает за них, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Внимание! Доказывать факт возникновения недостатков после передачи товару потребителю должен изготовитель/продавец.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обувь, одежда и пр.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ, исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Например, в Саратовской области для товаров зимнего ассортимента сезон длится с 16 ноября до 16 марта, весеннего - с 16 марта до 16 мая, летнего - с 16 мая до 16 сентября и осеннего - с 16 сентября до 16 ноября (Постановление Губернатора Саратовской области от 30.11.1999 № 458 «О сроках наступления сезонов»).

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора и момент передачи товара потребителю не совпадают, например, если товар был куплен в интернет-магазине, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

В срок гарантии не включается время, которое товар находился в ремонте (п.3 ст.20 Закона о защите прав потребителей), то есть срок гарантии продлевается на время ремонта. Гарантийный срок может начать течь заново, так, при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Гарантийные сроки также могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара, эти сроки исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок но основной товар. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части товара считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.

В случаях, когда гарантийный срок или срок годности на товар не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Также стоит отметить, что в ситуациях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара потребитель обнаружил по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) претензию, если докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара.

Если недостатки товара выявлены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, требование может быть предъявлено только при выявлении существенного недостатка, только изготовителю товара и только о безвозмездном устранении недостатков. Существенные недостатки должны быть обнаружены в пределах установленного на товар срока службы или в течение 10 лет, если срок службы не установлен. При этом потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, доказывая тем самым отсутствие своей вины в нарушении соответствующих правил пользования, хранения или транспортировки товара. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю требования о: безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на устранение недостатков, понесённых потребителем, замены на товар аналогичной марки или вернуть товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной суммы.

Памятки