Консультационный центр по защите прав потребителей

О планируемом упрощении процедуры размещения сетей связи в многоквартирных домах

На рассмотрение Госдумой внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации» в части предоставления возможности беспрепятственного доступа операторов связи в многоквартирные дома, а также, безвозмездного размещения сетей связи и доступа к ним операторов, за исключением оплаты электроэнергии.
В настоящее время доступ к качественным услугам связи является неотъемлемой потребностью граждан. В этой связи особое значение имеет размещение сетей связи и их эксплуатация в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), где проживает большинство населения Российской Федерации. Заключая с оператором связи договор на оказание услуг связи, собственник квартиры (наниматель жилого помещения) в МКД реализует, таким образом, свое конституционное право на доступ к информации.
Вместе с тем, авторами законопроекта отмечено, что на практике граждане зачастую не в силах реализовать это право, ввиду несовершенства действующего законодательства. Так, в соответствии со статьями 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, для размещения оборудования связи в общедомовом имуществе необходимо принятия решения не менее 2/3 собственников помещений МКД на общем собрании собственников. Между тем, обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в указанном количестве - практически невозможно. В результате это приводит к массовым злоупотреблениям со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования, фактически монополизируя право доступа операторов связи в МКД. И согласно статистическим данным, расходы операторов за размещение инфраструктуры связи в МКД ежегодно возрастают. И речь идет исключительно об оплате доступа в МКД, которая не включает в себя расходы на электроэнергию, производство и монтаж оборудования. В свою очередь, отсутствие конкуренции при доступе операторов связи в МКД значительно ущемляет права собственников (нанимателей) жилых помещений, которые лишены возможности самостоятельно выбрать оператора, наиболее полно отвечающего их потребностям и запросам.
Законопроектом предусматривается:
1. Безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторам связи в МКД (за исключением платы за потребляемую электроэнергию).
2. Размещение сетей связи в МКД по желанию любого собственника (нанимателя) без необходимости принятия решения общим собранием собственников.
3. Установление Правительством Российской Федерации единого порядка размещения сетей связи в МКД оператором связи, заключившим договор об оказании услуг связи с собственником (нанимателем) жилого помещения. Такой порядок также должен включать в себя требования по размещению в МКД сетей связи и порядок взаимодействия между оператором связи и лицом, осуществляющим управление МКД.
4. Введение моратория (до 31 декабря 2024 года) на повышение размера платы по договорам, предусматривающим размещение инфраструктуры связи на объектах государственного или муниципального имущества.
Таким образом, Законопроект направлен на защиту законных интересов и конституционных прав граждан путем создания недискриминационных (равных) условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре МКД, создает важные условия развития современной телекоммуникационной среды.


Актуально