Консультационный центр по защите прав потребителей

Туристу (потребителю) оказана помощь в возврате средств за отменённый тур

В сентябре 2023 года потребителем была создана заявка на бронирование морского круиза и произведена предварительная оплата по договору публичной оферты. После поступления предоплаты, туроператор забронировал соответствующий круиз у иностранного поставщика. В начале октября, в свете текущей геополитической ситуации и для обеспечения своей безопасности, потребитель обратился к туроператору с уведомлением об аннулировании морского круиза. На дату получения уведомления туроператором был удержан «штраф за аннуляцию тура» в объеме предоплаты. За разъяснением законодательства и составлением претензии потребитель обратился в консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области».
Интересы наиболее слабой стороны договора о реализации турпродукта (имеется ввиду турист) надёжно защищены законом, о чём свидетельствует сложившая судебная практика, - «турист вправе в любое время отказаться от путешествия, возместив исполнителю фактически понесённые расходы». Такое положение вещей никак не влияет на содержание агентских договоров, заключаемых между турагентами и туроператорами, в основной массе разрабатываемых последними и неизменно содержащих условия о штрафах за аннуляцию брони. Ни о каких штрафах в отношении потребителя не может быть и речи. Так как п. 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» содержит положения о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Более того, 23 октября 2023 года, круизная компания отменила зимнюю программу в Красном море на лайнере, из-за геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Так как тур был отменён круизной компанией, потребитель в любом случае им бы не воспользовался. Невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам, относится к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора о реализации туристского продукта. И каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения (ч. 6, 7 ст. 10 Федерального Закона от 24.11.19996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Специалистом консультационного центра был составлен проект претензии в адрес туроператора, в результате чего требования потребителя о возврате предоплаты были удовлетворены в полном объёме.

Уважаемые потребители!

В случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений, товароведческих экспертиз непродовольственных товаров обращайтесь в консультационный центр для потребителей по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 7, каб. 114, 413, 414;

тел: 8(8452) 39-49-01, 49-12-47

Досудебная и судебная практика