Консультационный центр по защите прав потребителей

Всегда ли обязателен претензионный порядок урегулирования споров?

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.
Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах.
Согласно п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18, обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих случаях:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи");
2) ненадлежащего качества услуг, связанных с перевозкой груза, пассажира, багажа в зависимости от вида транспорта или связанные с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 ГК РФ; п. 3 ст. 124 ВК РФ; ч. 2 ст. 39 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; ст. 120 Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации");
3) претензий по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ст. 10 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", п. 6 Приказа Ростуризма от 27.11.2020 N 448-Пр-20 "Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком" );
4) претензий потребителя финансовых услуг к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным. В данном случае, согласно ст. 15, ч. 1, 1.1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"; п. 1 ст. 16.1 Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", необходимо сначала обратиться в финансовую организацию с заявлением, содержащим требование об исполнении обязательства (если из нормативного акта или договора следует необходимость обращения с таким заявлением), затем с заявлением о восстановлении нарушенного права, а после, при соблюдении определенных условий, - к финансовому уполномоченному.
Также, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно, если потребитель намерен изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18).
Внимание! В соответствии с ч. 4 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 135, ст. 222 ГПК РФ; п. п. 21, 22, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18, несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, направление такого требования сразу в суд нецелесообразно, поскольку организация или индивидуальный предприниматель до предъявления требований к ним не могут знать о возникновении у потребителя претензий, а при предъявлении таковых способны добровольно удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке.
Актуально