На рассмотрение Госдумы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – законопроект), устанавливающий новые требования для продавцов (исполнителей), обеспечивающих потребителю регулярное получение определенной услуги в сети «Интернет» или регулярный доступ к товарам (услугам) на сайте в сети «Интернет» на основании абонентского договора.
В пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что чаще всего у потребителей подписки оформлены как мультиподписки или цифровые подписки на музыкальные, кино и видеосервисы. Денежные средства за использование цифровых подписок обычно списываются с периодичностью раз в месяц. Многие компании уведомляют потребителей о наличии цифровой подписки и списании средств за нее. Но в пятой части случаев потребители не получают от компаний (владельцев сервисов) соответствующих уведомлений, такие компании при этом ссылаются на отсутствие такой обязанности.
При использовании цифровых подписок у потребителей в настоящий момент возникают следующие трудности:
- отслеживание платных подписок;
- отмена подписки после завершения пробного (бесплатного) периода;
- несоответствие сервиса по подписке заявленному продавцом предложению или одностороннее изменение продавцом условий без надлежащего уведомления потребителя;
- автоматическое продление платных подписок без предварительного подтверждения;
- списание денежных средств за подписку без предварительного уведомления;
- сложности при отказе и (или) отмене подписки.
Половина потребителей справляется с данными трудностями лично, через взаимодействие с компаниями, на что потребители и компании тратят собственные ресурсы.
Также за последнее время, стали актуальными вопросы списания маркетплейсами денежных средств с банковских счетов (платежных инструментов) потребителей, которые удалены с площадок в качестве средства платежа.
Законопроектом предусматривается следующее:
В пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что чаще всего у потребителей подписки оформлены как мультиподписки или цифровые подписки на музыкальные, кино и видеосервисы. Денежные средства за использование цифровых подписок обычно списываются с периодичностью раз в месяц. Многие компании уведомляют потребителей о наличии цифровой подписки и списании средств за нее. Но в пятой части случаев потребители не получают от компаний (владельцев сервисов) соответствующих уведомлений, такие компании при этом ссылаются на отсутствие такой обязанности.
При использовании цифровых подписок у потребителей в настоящий момент возникают следующие трудности:
- отслеживание платных подписок;
- отмена подписки после завершения пробного (бесплатного) периода;
- несоответствие сервиса по подписке заявленному продавцом предложению или одностороннее изменение продавцом условий без надлежащего уведомления потребителя;
- автоматическое продление платных подписок без предварительного подтверждения;
- списание денежных средств за подписку без предварительного уведомления;
- сложности при отказе и (или) отмене подписки.
Половина потребителей справляется с данными трудностями лично, через взаимодействие с компаниями, на что потребители и компании тратят собственные ресурсы.
Также за последнее время, стали актуальными вопросы списания маркетплейсами денежных средств с банковских счетов (платежных инструментов) потребителей, которые удалены с площадок в качестве средства платежа.
Законопроектом предусматривается следующее:
- Продавец (исполнитель), который взаимодействует (дает доступ к контенту и т.д.) с потребителем на основании абонентского договора за периодические платежи, обязан за сутки до очередного платежа направить потребителю уведомление о предстоящем списании. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку, где можно отказаться от подписки. В случае списания денежных средств без уведомления потребителя, продавец (исполнитель) обязан будет их вернуть потребителю.
- Предусматривается, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа, за исключением случая, когда отсутствует надлежащее и своевременное уведомление потребителя. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев некачественной работы подписки.
- Для исключения злоупотреблений со стороны продавцов в сети «Интернет», которые списывают деньги с банковских карт, ранее указанных в качестве платежного средства, а затем удаленных, предусматривается, что продавец не может списать средства с карты потребителя, которая ранее была удалена с площадки до момента приобретения товара (работы, услуги).
- В целях контроля за содержанием информации на странице онлайн-сервиса в сети Интернет, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверностью сведений, содержащихся в Правилах пользования платными подписками, размещаемых на сайте сервиса, предлагается наделение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее -Роскомнадзор) соответствующими полномочиями по контролю. При этом сам порядок такого контроля должен быть определен в федеральном законе с учетом требований законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности.
- Надлежащее исполнение проектируемых норм закона планируется обеспечивать со стороны контрольно-надзорных органов. Для этого предполагается наделение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее-Роспотребнадзор) полномочиями по контролю за исполнением продавцами (исполнителями) обязанности по осуществлению безналичных расчетов исключительно с согласия потребителя, направлению потребителю предварительного уведомления о предстоящем списании, а также соблюдению запрета на списание денежных средств с банковских счетов, в отношении которых потребителем были совершены действия, направленные на отказ от списания с соответствующих счетов (удалены из баз продавца (исполнителя), а Роскомнадзор полномочиями по контролю за соблюдением требований к форме, составу и размещению продавцом (исполнителем) на странице сайта в сети «Интернет» информации о технической возможности отказа потребителя от договора. При этом для единообразного исполнения нормы о размещении продавцом (исполнителем) информации о технической возможности отказа потребителя от договора (в первую очередь для удобства потребителей) предусматривается разработка Роскомнадзором, по согласованию с Роспотребнадзором, соответствующих требований.
- Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления в силу–1 марта 2024 года для адаптации владельцев сервисов к новым требованиям. По этой же причине законопроект в настоящее время не предусматривает административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм. Такую административную ответственность, в том числе меры административных наказаний, предлагается определить позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм.