Консультационный центр по защите прав потребителей

О потребительском экстремизме в жилищно-коммунальной сфере оказания услуг

Как известно, собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Отношения между потребителями и организациями, оказывающими услуги в сфере ЖКХ, основаны на заключении договоров и регулируются Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г. N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 г. N 491), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ 03.04.2013 г. N 290, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 года.
Вместе с тем, в п. 7 Обзора судебной практики Верховного суда РФ, утверждённого Президиумом ВС РФ 12.07.2017г. № 3, указано: «...граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей».
Таким образом, если собственников помещений в многоквартирном доме не устраивает качество предоставления коммунальных услуг (например: из крана течёт ржавая вода, батареи в квартире чуть тёплые, подъезд давно не убирается и др.), то жильцы имеют право обратиться с соответствующей жалобой в свою управляющую организацию (либо в ТСЖ, ТСН, ЖСК и др.). 
За ненадлежащее содержание общего имущества и за нарушение своих обязательств управляющие организации, а также лица, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию общего имущества, отвечают перед собственниками помещений в многоквартирном доме. Если будут зафиксированы нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей», тогда управляющим организациям грозят штрафы и компенсация вреда.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с нормами закона или иного правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со ст. 4 указанного закона, потребители имеют право на качественные и безопасные услуги, которые они оплачивают в полном объёме, а исполнитель обязан предоставлять качественные услуги и обеспечивать их безопасность.
Негативные последствия несоблюдения управляющей организацией норм Закона РФ «О защите прав потребителей» проявляются в том, что компании дают жителям домов повод заняться потребительским экстремизмом.

Потребительский экстремизм – это злоупотребление жителями домов своим правом, манипулирование Законом РФ «О защите прав потребителей» в корыстных целях, для того, чтобы получить выгоду или доход.
Примеры потребительского экстремизма можно увидеть в таких ситуациях, когда житель дома может претендовать на денежную компенсацию:
- залитие квартиры по вине управляющей организации;
- некачественно произведённый текущий ремонт или ремонт, произведённый из некачественных материалов;
- некачественно оказанные услуги: подача горячей воды ниже установленного температурного минимума; поставка отопления ниже установленного температурного минимума.
Так, в ответ на устранение недостатков управляющей организацией, потребитель продолжает добиваться выгоды для себя. Проявляется это в создании препятствий для решения ситуации, затягивании сроков, отказе от предложенного решения и компенсации вреда и так далее. Такое поведение потребителя считается экстремизмом, так как он добивается денежной выгоды, а не решения существующей проблемы.
Также, потребительский экстремизм может проявляться и в ситуациях, когда потребители постоянно пишут жалобы в управляющие и ресурсоснабжающие организации, жалуются в жилищную инспекцию. И в таких ситуациях потребителям не нужна денежная выгода, им нужно добиться негативной реакции от компаний.
Для того, чтобы у потребителей не было желания заниматься потребительским экстремизмом управляющим организациям необходимо добросовестно выполнять свои обязанности, а также своевременно отвечать потребителям на их обращения и жалобы. Сведения о сроках, в которые управляющая организация обязана предоставить запрашиваемую жильцами информацию, указаны в статье "О сроках ответа на обращение потребителя жилищно-коммунальных услуг".
Актуально