Консультационный центр по защите прав потребителей

Потребителю оказана правовая помощь в связи с выявленным по окончанию гарантийного периода недостатком в смартфоне

В октябре 2021 года жителем г. Саратова был приобретен смартфон. В течение гарантийного периода при надлежащей эксплуатации в товаре проявился недостаток — перестал работать динамик. Авторизированным сервисным центром изготовителя недостаток был устранен. По истечению гарантийного периода (2х лет) ранее устраненный в смартфоне недостаток проявился вновь. Обратившись в авторизированный сервисный центр с целью проверки качества и устранения недостатка, потребителю был предложен ремонт смартфона за его счет. За разъяснением положений законодательства, помощью в составлении необходимых документов потребитель обратился в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области».
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992г №2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей».
Срок службы - это период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей».
Согласно положениям п.6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, если гарантийный срок на товар закончился, прошло более двух лет с момента его приобретения, и в нем был обнаружен существенный недостаток, то потребитель вправе предъявить требование об устранении недостатка изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в течение срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы.
При этом обязанность доказать, что товар имеет существенный недостаток и возник до передачи товара потребителю лежит на потребителе. Доказательством обычно является экспертное заключение, выданное организацией осуществляющей проведение независимой экспертизы.
Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пункт 3 ст. 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В связи с тем, что недостаток в смартфоне был обнаружен по истечению гарантийного срока, но в пределах срока его службы (5 лет), специалистом Консультационного центра была составлена претензия уполномоченной организации изготовителя с требованием об устранении неисправности, а также, уведомлением о времени и месте проведения независимой экспертизы товара, назначенной с целью подтверждения в нем наличия существенного недостатка.
Во избежание дополнительных расходов в виде возмещения понесенных потребителем убытков (стоимости экспертизы), уполномоченной организацией изготовителя была проведена проверка качества товара, по итогам которой был осуществлен его ремонт, и недостаток устранен .
Досудебная и судебная практика