Консультационный центр по защите прав потребителей

О законопроекте, направленном на защиту прав физических лиц при взыскании задолженности

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, от 17 мая 2019 г. № Пр-853, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - законопроект).
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях реформирования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц. В настоящее время федеральный государственный контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой судебных приставов, установлен только в отношении деятельности организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности (профессиональных коллекторских организаций). При этом полномочия административной юрисдикции ФССП России за нарушение требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 230-Ф3 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон № 230-Ф3) распространяются как на профессиональные коллекторские организации, так и на иных лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц.
Законопроектом предлагается распространить такой федеральный государственный контроль (надзор) на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц.
В целях реализации новых полномочий ФССП России будет вести: государственный реестр профессиональных коллекторских организаций; перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц (далее - Перечень). Перечень будет формироваться автоматически в рамках межведомственного информационного взаимодействия ФССП России с Банком России и размещаться на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Законопроектом предлагается установить, что кредитные и микрофинансовые организации, осуществляющие возврат просроченной задолженности физических лиц, для взаимодействия с должниками и иными лицами способами, предусмотренными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона № 230-Ф3 (личные встречи, телефонные переговоры, автоматизированный интеллектуальный агент, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения), обязаны обладать соответствующими оборудованием и программным обеспечением, осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности.
Также, для таких организаций устанавливается обязанность по записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, и хранению указанной информации в течение 3 лет. Перед тем как начать взаимодействовать с должниками и иными лицами способами, предусмотренными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЭ, названные организации направляют в ФССП России уведомление о начале взаимодействия, к которому прикладываются копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения.
По мнению авторов законопроекта, основанному на статистических данных, одними из главных нарушителей положений Федерального закона № 230-Ф3 выступают именно кредитные и микрофинансовые организации. При этом микрофинансовые организации допускают наиболее грубые нарушения данного закона, в частности, связанные с угрозами жизни и здоровью граждан.
Также, законопроектом предлагается расширить и уточнить используемый в Федеральном законе № 230-Ф3 понятийный аппарат. Вводятся понятия "профессиональная коллекторская организация" и "автоматизированный интеллектуальный агент". Так, автоматизированный интеллектуальный агент представляет собой программное обеспечение для отправки голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Использование указанного способа взаимодействия минимизирует возможные нарушения Федерального закона № 230-Ф3, поскольку соответствующий контроль осуществляется с помощью программного обеспечения, что также позволяет минимизировать влияние человеческого фактора при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
В целях совершенствования защиты прав должников устанавливается правило, согласно которому по инициативе кредитора или представителя кредитора не допускается взаимодействовать с должником по вопросам возврата просроченной задолженности, возникшей из обязательств, по которым в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ф3 "О потребительском кредите (займе)" по требованию должника (заемщика) предоставлен льготный период, в течение всего срока его предоставления.
Законопроектом предлагается установить возможность взаимодействия должника и кредитора (его представителя) с помощью электронной почты должника в случае, если адрес такой почты указывается должником при заключении договора, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
По мнению авторов законопроекта данные нововведения приведут к уменьшению расходов как кредиторов (их представителей), так и должников. При этом для профессиональных коллекторских организаций наличие электронной почты, адрес которой размещается на официальном сайте организации, будет обязательным.
Также, законопроектом корректируется глава 3 Федерального закона № 230-Ф3 с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Авторами предлагается определить условия осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц кредитными и микрофинансовыми организациями, указать особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью профессиональных коллекторских, кредитных и микрофинансовых организаций, уточнить перечень и основания применения мер реагирования, которые вправе осуществлять ФССП России при реализации контрольных (надзорных) полномочий. При этом к новым полномочиям ФССП России предлагается отнести установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками. Такие ограничения могут распространяться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 календарных дней. Подконтрольное лицо может ходатайствовать перед уполномоченным органом о досрочном снятии установленных ограничений в случае устранения нарушений и (или) принятия необходимых мер к их недопущению. Для профессиональных коллекторских организаций устанавливается требование включать в наименование организации словосочетание "профессиональная коллекторская организация".

Актуально