Консультационный центр по защите прав потребителей

О защите прав потребителей в сфере онлайн образования

Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - законопроект) предлагается предоставить гражданам право потребовать возврата денежных средств по договору образовательных и информационно-консультационных услуг в случае, если такие услуги оказались ненадлежащего качества.
Отмечается, что необходимость таких нововведений возникла в связи с появлением большого количества онлайн курсов ненадлежащего качества, после прохождения которых многие потребители чувствуют себя обманутыми. Сейчас в интернете очень популярны "бизнес тренинги", "мотивационные курсы", "массовые тренинги личностного развития" и другие подобные курсы. Также, очень распространены «марафоны желаний», и «дарящие осознанность» курсы, которые, в основном, даже не оформляются какими-либо договорами об оказании услуг.
Много таких сделок совершается на уровне прямых договоренностей или проводятся через наличные. Вместе с тем, данные курсы пользуются спросом, и имеют, как отрицательные, так и положительные отзывы.
Указывается, что онлайн курсы, которые оформляются, как договоры об оказании информационно-консультационных услуг и проходят вне требований законодательства об образовании, могут быть дорогостоящими и заявляться именно как "образовательные курсы", хотя такими не являются. Граждане вкладывают большие суммы денег в такие курсы в надежде на улучшение своей жизни. Но некоторые из таких онлайн курсов могут оказаться некачественными или даже мошенническими.
Авторы законопроекта считают, что, если реклама онлайн курсов не соответствует их содержанию, а курсы не несут образовательной ценности и не приносят заявленных образовательных результатов — то потребители должны иметь возможность вернуть свои деньги.
Отмечено, что возврат денежных средств по договору образовательных услуг или информационно-консультационных услуг образовательного характера за предоставление таких услуг ненадлежащего качества, является важным аспектом защиты прав потребителей и необходим для качественного развития индустрии онлайн-курсов.
По мнению авторов проекта, предоставление права на возврат денег за некачественные услуги укрепит доверие потребителей к индустрии онлайн образования в целом. Если потребители знают, что они могут вернуть свои деньги, в случае некачественного предоставления услуг, они будут покупать курсы, которые обещают им реальные результаты. Указывается, что принятие законопроекта также будет стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество своих продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной конкуренции. Если создатели курсов будут знать, что их клиенты могут вернуть свои деньги, они будут более ответственно подходить к созданию высококачественных курсов, которые будут работать и формировать объективную рекламу о своих продуктах.
Вместе с тем, проектом предлагается установить, что правила определения образовательных услуг и информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, поскольку без нормативно закрепленных критериев может последовать неоднозначная правоприменительная практика. Среди таких критериев могут быть, например, несоответствие полученных знаний обещанном результату, плагиат, большое количество жалоб и судебных исков от потребителей услуг к конкретной организации и т.п.


Актуально