Консультационный центр по защите прав потребителей

Об отмене обязанности потребителя направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке приборов учета

История дела: истец обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании не действующим пп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N354, в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг представлять исполнителю коммунальных услуг для подтверждения факта поверки прибора учёта, копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В обоснование своего требования административный истец указал, что 24 сентября 2020г. вступила в силу новая редакция ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008г. N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений), которой изменён порядок подтверждения факта проведения поверки средств измерений (приборов учёта) и предусмотрено, что результаты поверки средств измерений подтверждаются не свидетельством о поверке (или иными документами), а сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее - ФГИС "Аршин"), которые являются необходимым и достаточным доказательством проведения поверки прибора учёта. По мнению истца, требование исполнителя коммунальных услуг по представлению свидетельства по поверке прибора учёта противоречит названной норме федерального закона, допускает дискриминационные методы расчёта объёмов потребления коммунальных услуг, приводит к необходимости несения им дополнительных расходов и нарушает его имущественные права.
Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что 27 мая 2021г. он, в своей квартире, провёл поверку установленного индивидуального прибора учёта - счётчика горячей воды, но исполнитель коммунальных услуг отказался признать факт поверки на основании сведений, содержащихся в ФГИС "Аршин", и потребовал представления свидетельства о поверке прибора учёта. А по истечении срока предыдущей поверки исполнитель коммунальных услуг начал производить начисление оплаты за горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном Правилами для случаев отсутствия индивидуального прибора учёта.
Данные действия исполнителя коммунальных услуг были обжалованы истцом в суде, но суд в удовлетворении иска отказал.
Правительство РФ поручило представлять его интересы в Верховном Суде РФ Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которое в письменных возражениях административный иск не признало, ссылаясь на то, что оспариваемая норма Правил соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов истца.
Решением Верховного Суда РФ от 11 мая 2022г. в удовлетворении административного искового заявления истцу отказано.
Не согласившись с таким решением, истец подает апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении своего требования. Истец полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал и не применил ч.4 ст.13 Закона об обеспечении единства измерений, что привело к принятию ошибочного решения и является основанием для его отмены в апелляционном порядке. Решение суда основано на том, что Правила в оспариваемой части не противоречат указанной норме федерального закона и для подтверждения поверки прибора учёта владельцы жилых помещений, как и раньше, должны в обязательном порядке представлять исполнителю коммунальных услуг свидетельство о поверке прибора учёта. А это противоречит сложившемуся в данной отрасли пониманию порядка подтверждения поверки приборов учёта, предусмотренному действующей редакцией ч.4 ст.13 Закона об обеспечении единства измерений. Большинство потребителей коммунальных услуг на практике уже не требуют представления свидетельства о поверке прибора учёта и для подтверждения поверки используют сведения, содержащиеся в ФГИС "Аршин".
Правительство РФ, в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило в её удовлетворении отказать, считая решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ находит её подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
- правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п.10 ч.1 ст. 4, ч.2 ст.5 Жилищного кодекса РФ);
- частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ;
- в соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ;
- отношения, возникающие при выполнении измерений, регулируются Федеральным Законом от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014г. N254-ФЗ), который устанавливает, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется в том числе на измерения, выполняемые при учёте количества энергетических ресурсов (п. 8 ч. 3 ст. 1);
- часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки;
- приведённой норме в полной мере соответствовало предписание пп. "д" п. 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
- в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется;
- Федеральным законом от 27 декабря 2019г. N496-ФЗ в ряд статей Закона об обеспечении единства измерений внесены изменения, касающиеся утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений. Так, ч. 4 ст. 13 указанного закона закрепляет, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдаётся свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведённой поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдаётся извещение о непригодности к применению средства измерений;
Из содержания приведённой нормы федерального закона ясно и определённо следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдаётся лишь по заявлению владельца средств измерений.
- частью 6 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, установлено, что сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в срок, установленный в порядке, предусмотренном ч.5 данной статьи;
- приведённые выше изменения в ст.13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу 24 сентября 2020г. Следовательно, с этой даты пп. "д" п.34 Правил в оспариваемой части не соответствует ч.4 ст.13 Закона об обеспечении единства измерений, что в силу п.1 ч.2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для удовлетворения административного иска.
Таким образом, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ апелляционную жалобу истца удовлетворила, Решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2022г. об отказе в административном иске отменила, а также, признала не действующим с 1 сентября 2022г. пп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N354), в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
(Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.09.2022г. №АПЛ22-283 )
Актуально