Консультационный центр по защите прав потребителей

Памятка потребителям: право на судебную защиту

Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, является одним из прав потребителя, закрепленных законодательством Российской Федерации. Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон РФ № 2300-1), защита прав потребителей осуществляется судом.
Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и Законом РФ № 2300-1.
Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд необходимо представить исковое заявление, составленное письменно и содержащее обязательные реквизиты (п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 1, 2, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
В соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении обязательно указываются:
1) наименование суда, в который подается иск;
2) наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства (место нахождения - если ответчик организация);
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем, наделенным полномочиями на подписание и подачу иска
Напомним, что на основании п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

О подсудности.
По выбору потребителя иск может быть предъявлен (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1):
1) по месту жительства или пребывания потребителя;
2) по месту нахождения ответчика - организации или ее филиала (представительства) либо по месту жительства ответчика - индивидуального предпринимателя;
3) по месту заключения или исполнения договора (продажи товара, выполнения работы, оказания услуги).
Таким образом, потребитель сам выбирает наиболее удобное для него место обращения в суд.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ при цене иска не более 50 тыс. руб. иск подается мировому судье, а свыше указанной суммы - в районный суд.

О досудебном разрешении спора
Иногда для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного разрешения возникшего спора (например, спора по недостаткам оказанных или неоказанных туристских услуг и услуг связи, по спорам, вытекающим из перевозок пассажиров, груза автотранспортом, спорам, вытекающим из договоров ОСАГО). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ; ст 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, ч. 2 ст. 452 ГК РФ.
Однако, как показывает практика, и тогда, когда досудебное урегулирование возникшего спора необязательно, направление претензии продавцу (изготовителю) товара или исполнителю работы (услуги) до подачи иска позволяет разрешить спор без судебного разбирательства или облегчает в дальнейшем доказывание вашей позиции в суде.
Кроме того, в соответствии п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1при удовлетворении судом требований, которые не были выполнены продавцом (изготовителем, исполнителем) добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% присужденной ему суммы.
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).

О сроке исковой давности
Требования в отношении недостатков товара или выполненной работы (оказанной услуги) могут быть заявлены потребителем в суд в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Уважаемые потребители! В случаях нарушения ваших прав исполнителями услуг или продавцами товаров, обращайтесь в наш консультационный центр для потребителей, где вам окажут квалифицированную помощь в составлении претензий, исковых заявлений и обращений в надзорные органы. Наш адрес: г. Саратов, ул. Вольская, д. 7, телефон: 8-8452-39-49-01.

Памятки