Консультационный центр по защите прав потребителей

О недопустимости навязывания страховки при продаже билетов пассажирам

В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при заключении договора перевозки пассажира и выдаче авиабилетов и железнодорожных билетов в виде электронных документов Роспотребнадзор и Банк России в информационном письме от 23 марта 2022 г. N ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23 представили следующие разъяснения.
Сообщается, что страховые агенты и брокеры, при наличии предоставленных страховыми компаниями полномочий, а также, их субагенты и владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах, при реализации билетов на самолеты и поезда через мобильное приложение или Интернет-сайт, проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде "галочки", что подтверждает намерение заключить дополнительный договор.
В письме указано, что проставленное за страхователя автоматическое согласие не подтверждает ознакомление с условиями страхования и волеизъявление на заключение дополнительного договора страхования. Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.
Также отмечено, дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, т. е. путем щелчка мышью по клавише "я согласен", если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий договора.
Документом предусматривается, что согласие потребителя может быть признано явным и осознанным при условии, что ему предоставлена полная и достоверная информация о соответствующей услуге, а именно: доступен для ознакомления текст с описанием ключевых потребительских свойств услуги, позволяющий без дополнительных переходов по ссылкам сформировать точное представление о ней. Вместе с тем, веб-форма или программное обеспечение не должны содержать заранее проставленного автоматического согласия потребителя.
Ведомства напоминают – навязывание дополнительных услуг является нарушением законодательства о защите прав потребителей, которое может повлечь административную ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг). В таких случаях потребитель имеет право на возмещение всех своих убытков, включая цену навязанной услуги.
Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основного договора является недопустимым.




Актуально