Консультационный центр по защите прав потребителей

О правах потребителя при проведении гарантийного ремонта автомобиля

Гарантийный срок на автомобиль устанавливается изготовителем (продавцом, если он не установлен изготовителем) и представляет собой период, в течение которого в случае обнаружения в автомобиле недостатка изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер) обязаны удовлетворить требования потребителя.
Права потребителей в случае обнаружения недостатка в автомобиле регулируются ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1).
На основании Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 автомобили относятся к категории технически сложных товаров.
Если недостаток в автомобиле выявился в течение 15 -дневного срока со дня передачи транспортного средства, то потребитель, в случае если причиной поломки стал производственный брак, имеет возможность заменить автомобиль на новый или вернуть свои деньги.
В случае, если недостаток обнаружен по истечении предоставленного Законом № 2300-1 15-дневного срока, а гарантийный период на автомобиль еще не истек, то потребитель может рассчитывать только на проведение гарантийного ремонта.
В случае несогласия автосалона по результатам проведенной проверки качества автомобиля с заявленными потребителем недостатками (если продавец считает, что причиной поломки стала ненадлежащая эксплуатация), то потребитель вправе потребовать проведения независимой экспертизы. В соответствии с ч. 5 ст.18 Закона № 2300-1 в случае спора о причинах возникновения недостатков в автомобиле продавец обязан провести за свой счет независимую экспертизу качества автомобиля, предварительно уведомив потребителя о месте и времени ее проведения. Если экспертизой будет установлено, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на её проведение.
В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона № 2300-1 доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Продолжительность гарантийного ремонта автомобиля может устанавливаться письменным соглашением сторон (то есть прописываться в договоре купли-продажи, заявке на ремонт, заказ-наряде и иных подобных документах). Максимальный срок гарантийного ремонта установлен Законом № 2300-1 и не может превышать 45 дней. Превышение указанного срока влечет за собой ответственность продавца (изготовителя, импортера, уполномоченного лица) в виде неустойки, размер которой составляет 1% цены автомобиля за каждый день просрочки, вплоть до расторжения договора купли-продажи.
Необходимо знать, что в случае проведения гарантийного ремонта автомобиля гарантийный срок на него продлевается на весь период, в течение которого автомобиль фактически не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков автомобиля до дня возврата автомобиля потребителю.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 2300-1 при выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
Прежде чем подписать документы о приемке, потребителю необходимо внимательно осмотреть автомобиль на наличие дефектов, которых не было до момента передачи автомобиля в сервисный центр, проверить работоспособность транспортного средства и качество произведенного ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст.18 Закона № 2300-1 возврат (замена) автомобиля по истечении 15-дневного срока с момента передачи автомобиля покупателю возможен в следующих случаях:
1) обнаружение существенного недостатка (неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки).
2) Нарушение сроков проведения гарантийного ремонта, установленных ч.1 ст.20 Закона – 45 дней.
3) Невозможность использования приобретенного транспортного средства в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней, при неоднократном устранении различных недостатков.
Неустранимые недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, должны быть подтверждены в рамках проведенной сервисным центром проверки качества или независимой экспертизы.

Уважаемые потребители!


В случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений, товароведческих экспертиз непродовольственных товаров обращайтесь в консультационный центр для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 7, каб. 413, 414; тел. 8 (8452) 39-49-01.

Памятки