Консультационный центр по защите прав потребителей

Особенности товароведческой экспертизы непродовольственных товаров, бывших в эксплуатации (потреблении)

В последние годы все более распространенными становятся досудебные и судебные экспертизы, проводимые по качеству товаров, уже бывших в эксплуатации. Приобретая товар, потребитель принимает к сведению требования к качеству, указанные или в паспорте на товар, или в маркировке товара (этикетка, или ярлык), которые определяются положениями стандартов. Сообщённые потребителю данные о товаре становятся условиями договора купли-продажи, определяющими качество приобретённого товара. Так, если на ярлыке трикотажного джемпера указан состав: шерсти — 70 %, то именно такого состава и должна быть пряжа, из которой он изготовлен. Если потребитель при носке обнаружит, что продавец нарушил условия договора купли-продажи, то в этом случае потребитель обычно обращается к продавцу и требует удовлетворения, как он считает, своих справедливых требований. Продавец же порой сомневается или просто не согласен с тем, что товар не был испорчен покупателем. В этом случае возникает спор между двумя сторонами: покупателем и продавцом. Как же решить, кто прав, а кто нет? В таком случае Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что «потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатка товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Экспертиза некачественного товара, бывшего в употреблении. Чаще всего необходимость проведения такой экспертизы, возникает в следующих случаях: при наличии разногласий между потребителем и продавцом (изготовителем) в связи с недостатками товара, при возникновении споров по качеству изделий между потребителем и предприятиями бытового обслуживания (ателье по пошиву и ремонту изделий, фабриками химчистки, прачечными и т. п.); при возникновении повреждений и порчи продукции и товаров в ломбардах и других организациях в результате нарушений условий хранения, пожаров, аварий, бедствий и других обстоятельств, приведших к снижению качества продукции и товаров, принадлежащих как предприятиям (организациям), так и отдельным гражданам. Это достаточно сложные экспертизы. Особенность их заключается в том, что в предъявленном на экспертизу товаре устанавливают наличие не только явных и скрытых дефектов производственного характера, но и дефектов, возникших вследствие механических и других повреждений, появившихся при химической чистке, применении различных средств по уходу за изделием, глажении и т. п. Следовательно, идентификационная часть исследования должна содержать подробное описание и разделение дефектов с учетом их происхождения. В процессе идентификации таких товаров, внимание уделяется как основным, так и вспомогательным признакам. В первом случае, это следы износа или естественной убыли, а также документы, подтверждающие то, что продукт был использован ранее – договор, паспорт и прочее. К вспомогательным признакам относятся: дата, когда был изготовлен конкретный товар; следы повреждения на транспортировочной и потребительской упаковке; окончание срока гарантии; документы, свидетельствующие о том, что изделие было перепродано; и другие признаки. Помимо нарушений, допущенных при производстве товара, и оценки качества продукции, товароведческая экспертиза устанавливает также наличие в исследуемых объектах веществ, вредных для здоровья человека или для окружающей среды. Особенно это важно для детских и медицинских товаров. Таким образом, при заказе товароведческой экспертизы товара бывшего в употреблении желательно представление всей имеющейся документации (чеки, квитанции, накладные, акты сдачи-приемки, инструкция по пользованию и уходу и пр.).
Вопросы, на которые отвечает специалист в области товароведческой экспертизы. Товароведческие экспертизы проводятся компетентными специалистами, обладающими необходимыми знаниями в области товарных характеристик. Специалист, осуществляющий товароведческую экспертизу, отвечает на довольно широкий круг вопросов, касающихся разнообразных характеристик исследуемого объекта, области его применения, состояния товара, факторов сохранности объекта или обстоятельств, вызвавших снижение его качества. При постановке вопросов следует учитывать компетенцию специалиста в области товароведения. Перечень основных вопросов, которые ставятся перед экспертом-товароведом: Соответствует ли качество товара информации, указанной на упаковке или в сопроводительной документации? Совпадает ли количество вложенного товара данным, содержащимся на упаковке? Каковы фактические характеристики товара? Совпадают ли они с маркировкой на ярлыке, этикетке или упаковке? Каковы различия между установленными характеристиками товара и показателями, содержащимися на упаковке или в сопроводительной документации? Соответствует ли качество исследуемого объекта предписаниям стандартов, разработанных для данной группы товаров? В чем выражены отклонения качества товара от данных стандартов? Есть ли у исследуемого объекта дефекты? В чем причины возникновения дефектов? Имеют ли дефекты производственное происхождение?
Иногда на экспертизу ставят вопрос о том, был ли товар в эксплуатации (потреблении), и если был, то какое время. Такие вопросы могут возникнуть при замене новых товаров, не имеющих недостатков, на товар аналогичной марки (модели, артикула). Это достаточно сложный вопрос, на который ответить может только опытный эксперт, так как необходимо исследовать те участки изделия, которые подвергаются наибольшему механическому воздействию при носке или использовании товара. Загрязнения на товаре не всегда свидетельствуют о его использовании, так как они могли появиться при хранении и транспортировании товара, в том числе непосредственно после покупки. В этом случае эксперт исследует наличие возможных следов эксплуатации (носки) и делает заключение по поставленным вопросам. Так как интенсивность эксплуатации (носки) товаров разными потребителями значительно различается, то косвенным подтверждением продолжительности эксплуатации может быть товарный чек. Если внешний вид товара свидетельствует об интенсивной эксплуатации, то эксперт должен отразить это в заключении.
Длительность проведения товароведческой экспертизы составляет три - пять дней. Результат работы эксперта оформляется в форме заключения с описанием причин выявленных дефектов. У эксперта, который непосредственно будет проводить экспертизу, необходимо проверить наличие образования, опыта работы, сертификатов по предмету проведения экспертизы. В случае подтверждения брака производителя, торговая организация не только обязана вернуть стоимость товара, но и возместить все расходы потребителя, связанные с работой эксперта.



Уважаемые потребители!

Напоминаем, что обратившись в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в случае приобретения некачественных товаров и услуг вы можете получить квалифицированную помощь наших специалистов в составлении необходимых документов в адрес продавцов и исполнителей. Также, у нас вы сможете получить консультацию эксперта и провести товароведческую экспертизу промышленных товаров (обуви и продукции кожевенной промышленности, включая галантерейные изделия, продукции промышленности искусственных кож; продукции текстильной, трикотажной и швейной промышленности). Справки по телефонам: (8452) 39-49-01, (8542) 49-12-47.

Советы эксперта