Консультационный центр по защите прав потребителей

О праве потребителей на достоверную информацию о цене товара

Роспотребнадзор сообщил о случаях, когда продавец товара, уже после совершения покупателем покупки, по каким-то причинам решает поменять цену на уже купленный товар.
18 октября 2023 года Верховный Суд, несмотря на наличие уже имеющихся подробных разъяснений, вновь рассмотрел дело о защите прав потребителя по факту отказа продавца в передаче покупателю приобретенного товара по цене, объявленной им на своем официальном сайте. Свои действия продавец обосновывал тем, что из-за технической ошибки цена товара, указанная на сайте интернет-магазина на момент оформления потребителем заказа, не являлась актуальной, а также, что вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.
Роспотребнадзор обращает внимание потребителей на то, что размещенное на сайте продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и содержащее подробную информацию о товаре и его цене, является публичной офертой (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.06.2023 № 16-КГ23-6-К4, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.01.2024 № 4-КГ23-90-К1).
Потребитель, оформив заказ товаров и оплатив их стоимость, осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, то есть договор между сторонами считается заключенным, в связи с чем у продавца возникает обязанность по передаче такого товара покупателю. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, учитывая, что одной из сторон договора является субъект предпринимательской деятельности, не допускаются.
Таким образом, действия продавца, связанные с отказом в передаче покупателю приобретенного товара по объявленной в публичной оферте цене, являются недопустимыми.
Также, расхождение цены на ценнике и в кассовом чеке при покупках офлайн - одно из распространенных нарушений, которое допускают и розничные продавцы. С вопросом "Что делать, если на ценнике одна цена, а в кассовом чеке другая?" саратовцы часто обращаются в Консультационный центр для потребителей.
Данное обстоятельство является нарушением права потребителя на получение достоверной информации о цене товара, предусмотренного п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г № 2300-1 «О защите прав потребителей», которое позволяет обеспечить возможность правильного выбора. Продавцы при предъявлении к ним каких-либо требований по этому поводу зачастую ссылаются на поступление новой партии товаров, на которую они не успели обновить ценники с учетом значительного объема работы в торговой организации, хотя в кассовые программы необходимые изменения вносятся оперативно.
В соответствии с п. 3 Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г № 2463, продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др. Статья 10 Закона о защите прав потребителей обязывает продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке, помимо прочего, должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров.
В связи с этим необходимо знать: в случае выявления данного нарушения, такое несоответствие цен обязательно нужно зафиксировать, что впоследствии будет являться прямым доказательством нарушения вашего права. Сохраните чек, подтверждающий оплату товара по завышенной цене, а также, незамедлительно сфотографируйте ценник с продемонстрированной ценой товара на этапе его выбора. Продемонстрируйте собранные вами доказательства администратору магазина и напомните, что ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана, а за тем потребуйте немедленно исправить допущенное торговой организацией нарушение, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике.
В случае игнорирования или отказа в удовлетворении ваших требований, вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, каб. 7, или по телефону 8 (8452)39-49-01, где вам помогут составить необходимые документы для обращения в контролирующие органы с целью привлечения нарушителей к административной ответственности. Напоминаем, что на основании ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Актуально