Консультационный центр по защите прав потребителей

Досудебное урегулирование конфликта (о возврате страхователю уплаченной страховой премии в «период охлаждения»)

В октябре 2022 года при оформлении кредита, заёмщику была продана услуга страхования жизни и здоровья. После получения кредита заемщик решил отказаться от страховки, а за разъяснением законодательства обратился в консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области». Действительно, при оформлении потребительского кредита банки деликатно убеждают клиентов в необходимости страхования жизни, здоровья, а также от потери работы. Некоторые пугают отказом в выдаче кредита. Навязыванием услуг страхования жизни и здоровья будут считаться случаи, когда у потребителя отсутствовала возможность получить кредит без данной услуги. В этом случае потребитель вправе расторгнуть договор страхования, а в случае отказа - обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.
Навязывание страховок, дополнительных услуг финансово-кредитными или микрофинансовыми учреждениями является незаконным. Согласно п. 2 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме (п. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Таким образом, включение в кредитный договор с заёмщиком-гражданином условия о страховании его жизни и здоровья будет считаться нарушением прав потребителя и основанием для расторжения договора по причине его недействительности, если заёмщик не имел возможность заключить с банком кредитный договор без названного условия.
В соответствии с п.1 указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение 14 календарных дней со дня его заключения («период охлаждения»), независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Уплаченная страховая премия подлежит возврату страхователю в полном объеме.
Специалистом консультационного центра для потребителей была оказана помощь в составлении заявления в адрес страховой компании о расторжении договора страхования в «период охлаждения» и возврате уплаченных денежных средств. В результате требования потребителя были удовлетворены в полном объеме.

Уважаемые потребители!

В случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений, обращайтесь в консультационный центр для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 7, каб. 114, 413, 414; тел. 8 (8452) 49-12-47; 8 (8452) 39-49-01






Досудебная и судебная практика