Консультационный центр по защите прав потребителей

Банк России разработал единый стандарт по урегулированию вопросов задолженности граждан по кредитным договорам

Центральный Банк РФ опубликовал «Стандарт защиты прав и интересов заемщиков - физических лиц при урегулировании задолженности по кредитным договорам, заключенным в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», в котором предложил кредитным организациям механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Отмечается, что зачастую заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку - в другом банке, аккредитованном застройщиком. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом. Авторы Стандарта уверены, что его применение позволит решать такие проблемы на условиях, приемлемых для всех сторон.
В Стандарте перечислены случаи, когда заёмщик может обратиться за реструктуризацией своего долга, в частности: потеря работы, длительная болезнь, признание инвалидом I или II группы, призыв на срочную военную службу и некоторые другие. Столкнувшись с одним из перечисленных случаев, заёмщик сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В заявлении необходимо будет указать другие банки, в которых у него есть кредитные обязательства. Кредитные организации смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках Стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
В процессе урегулирования задолженности по кредитному договору в соответствии с правилами, рекомендованными Стандартом, кредитор не вправе навязывать заемщику дополнительные платные услуги.
Обращаем внимание, что соблюдение Стандарта на первом этапе будет добровольным, чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст. Кредиторы, которые решат к нему присоединиться, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.
Самоучитель финансовой грамотности