Консультационный центр по защите прав потребителей

Минздрав разъяснил ряд вопросов, связанных с применением новых правил предоставления платных медицинских услуг

1 сентября 2023 г вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006" (далее — Правила, Постановление).
Правила утверждены в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) и статьей 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Постановление направлено прежде всего на обеспечение разграничения условий предоставления платных медицинских услуг и оказания медицинской помощи гражданам бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и, следовательно, соблюдение прав, как пациентов, так и медицинских работников.
Правилами:
- регламентированы условия предоставления платных медицинских услуг (раздел II Правил);
- определена информация об исполнителе и предоставляемых им платных медицинских услугах, доводимая исполнителем до сведения потребителей (раздел III Правил);
- установлены порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг (раздел IV Правил);
- порядок предоставления платных медицинских услуг (раздел V Правил);
- особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом (раздел VI Правил);
- ответственность исполнителя при предоставлении платных медицинских услуг (раздел VII Правил).
К сведению: подробно о заключении договора на оказание платных медицинских услуг по новым правилам (не только письменно, но и дистанционно), об информации, обязательной к предоставлению потребителям, указано в нашей памятке.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2023 № 31-2/И/2-24207, в целях информирования граждан о гарантиях на получение бесплатной медицинской помощи, доводятся ответы на вопросы по реализации отдельных положений Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736.
В частности, разъясняется, что платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг. При этом, если медицинская услуга является комплексной, то возможно указание нескольких кодов медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре.
Приводится перечень рекомендаций для медицинских организаций.
Кроме того, документом доводится Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи, в которой разъяснено:
1. Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно;
2. Каковы предельные сроки ожидания медицинской помощи;
3. За что Вы не должны платить;
4. О платных медицинских услугах;
5. Куда обращаться по возникающим вопросам и при нарушении Ваших прав на бесплатную медицинскую помощь;
6. Что Вам следует знать о страховых представителях страховых медицинских организаций.
Минздравом России, в числе прочих, даны рекомендации медицинским организациям:
  • обеспечить доступ пациентов к информации, содержащейся в программе государственных гарантий, территориальной программе к памятке для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи (прилагается), а также к Правилам;
  • актуализировать информацию, которую медицинская организация должна довести до сведения потребителя и (или) заказчика способами, определенными Правилами;
  • обновить формы договоров о предоставлении платных медицинских услуг, в том числе уточнить информацию в тексте договоров по новым требованиям к информированию потребителя и (или) заказчика;
  • актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие предоставление платных медицинских услуг в медицинской организации, например, положение о предоставлении платных медицинских услуг;
  • обеспечить соответствие наименования платной медицинской услуги (например, в прейскуранте) наименованию соответствующей медицинской услуги, указанной в Номенклатуре;
  • разработать форму договора, заключаемого дистанционным способом, разместить соответствующую информацию о дистанционном способе заключения договора на главной странице сайта медицинской организации в сети "Интернет", а также информацию о том, по какой форме и каким способом потребитель и (или) заказчик может направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации по вопросу об оказанной платной медицинской услуге, почтовый адрес или адрес электронной почты медицинской организации) (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).
Министерством отмечено, что федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляет Росздравнадзор (статья 87 Федерального закона № 323-ФЗ). В рамках указанного контроля проводятся в том числе проверки соблюдения порядка и условий предоставления платных медицинских услуг, за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (подпункт "г" части 2). Кроме того, соблюдение Правил является лицензионным требованием (подпункт "в" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852).
Контроль за предоставлением платных медицинских услуг осуществляет, также, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.
Актуально