Консультационный центр по защите прав потребителей

Центральный банк рекомендовал кредитным организациям внедрить в работу сервисы защиты клиентов от мошенников

Центральный Банк РФ разработал Методические рекомендации  для кредитных организаций, в которых предложил последним использовать в работе некоторые сервисы, помогающие предотвратить совершение мошеннических действий финансового характера в отношении лиц с инвалидностью, маломобильных групп населений, а также граждан, относящихся к пожилому населению.
В частности, Центральный банк предложил внедрить сервис «второй руки» при использовании клиентом, который относится к одной из уязвимых категорий граждан, дистанционных (цифровых) каналов предоставления финансовых услуг (например, при пользовании мобильным банком). Сервис «второй руки» позволяет клиентам (или Сопровождаемым) самостоятельно выбрать и назначить себе Помощника, которому будут приходить уведомления о финансовых операциях, которые собирается совершить клиент. Помощник, в свою очередь, будет иметь возможность подтвердить или отклонить финансовую операцию своего Сопровождаемого. В число операций, о которых будет получать уведомление «вторая рука» войдут: переводы третьим лицам, в том числе организациям (за исключением оплаты коммунальных платежей, уплаты алиментов, оплаты налогов, государственных пошлин и иных платежей государственным организациям), закрытие вкладов/счетов, оформление кредитов, платежных карт, валютно-обменные операции, инвестиционные операции и другие операции на усмотрение кредитной организации. При этом не рекомендуется раскрывать Помощнику информацию об остатках на счетах Сопровождаемого, а также о поступающих ему зачислениях.
Также, при использовании дистанционных (цифровых) каналов предоставления финансовых услуг клиенту рекомендуется предоставлять следующие возможности:
- устанавливать ограничения по осуществлению операций определенного вида, включая перевод денежных средств, либо максимальной сумме перевода денежных средств за одну операцию и/или за определенный период времени, по закрытию вкладов/счетов, оформлению кредитов, платежных карт, валютно-обменных операций, инвестиционных операций, инициированных посредством дистанционных (цифровых) каналов;
- вводить запрет на подключение дистанционных (цифровых) каналов (например, на регистрацию в мобильном приложении и/или интернет-банке) или на отображение информации по всем либо отдельным счетам клиента в случае подключения дистанционных (цифровых) каналов, а также на использование платежных приложений;
- формировать закрытый перечень лиц, в пользу которых возможно осуществление перевода денежных средств, инициированного посредством дистанционных (цифровых) каналов.
Центральный банк обращает внимание кредитных организаций на то, что о возможности воспользоваться одним из способов защиты рекомендуется информировать клиента до заключения соответствующего договора об оказании финансовых услуг.


Самоучитель финансовой грамотности