В последние годы в связи с внедрением компьютерной техники в учебный процесс школьников, а также широким применением электронных средств обучения (интерактивных досок, компьютеров, планшетов, ноутбуков и др.) нагрузка на зрительный анализатор детей резко возрастает. Кроме того, большинство детей с первого класса имеют мобильные устройства, и в свободное время они проводят в своих телефонах большую часть времени, что также негативно сказывается на зрительной функции.
Неправильно организованная работа с электронными средствами обучения может привести к неприятным ощущениям в области глаз (пелена перед глазами, неясные очертания предмета), появляются «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорт или боль.
Именно поэтому при организации образовательного процесса в школе с использованием электронных средств обучения в целях профилактики и сохранения зрения необходимо соблюдать установленные санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
Ограничивайте время использования компьютера, мобильного телефона и других электронных гаджетов. Замена компьютерных игры на творческие занятия или подвижные игры на свежем воздухе поможет сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Следите, чтобы при работе за компьютером или мобильным устройством дети регулярно делали перерывы! Пусть каждые 20-30 минут смотрят вдаль на несколько минут - это нужно для отдыха глаз.
Неправильно организованная работа с электронными средствами обучения может привести к неприятным ощущениям в области глаз (пелена перед глазами, неясные очертания предмета), появляются «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорт или боль.
Именно поэтому при организации образовательного процесса в школе с использованием электронных средств обучения в целях профилактики и сохранения зрения необходимо соблюдать установленные санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
- При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15 минут.
- Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать: для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут, для компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
- Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.
- Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
- Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
- В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное, общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
Ограничивайте время использования компьютера, мобильного телефона и других электронных гаджетов. Замена компьютерных игры на творческие занятия или подвижные игры на свежем воздухе поможет сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Следите, чтобы при работе за компьютером или мобильным устройством дети регулярно делали перерывы! Пусть каждые 20-30 минут смотрят вдаль на несколько минут - это нужно для отдыха глаз.
- Не забывайте про правильное питание детей! В рационе школьников должны быть продукты, богатые витаминами A, C и E, которые благотворно влияют на здоровье глаз.
- Следите, чтобы дети проводили достаточно времени на свежем воздухе и занимались спортом. Физическая активность и прогулки помогают укреплять мышцы глаз и улучшают кровообращение в них.
- Регулярно приводите ребенка на профилактические осмотры у офтальмолога. Он сможет выявить возможные проблемы на ранних стадиях и предложить эффективные методы лечения.
- При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе. Правильно освещайте рабочее место ребенка. Освещение должно быть достаточным и равномерным, чтобы избежать перенапряжения.