Новости

Проблемы со зрением у школьников можно минимизировать

Гигиена детей и подростков
В последние годы в связи с внедрением компьютерной техники в учебный процесс школьников, а также широким применением электронных средств обучения (интерактивных досок, компьютеров, планшетов, ноутбуков и др.) нагрузка на зрительный анализатор детей резко возрастает. Кроме того, большинство детей с первого класса имеют мобильные устройства, и в свободное время они проводят в своих телефонах большую часть времени, что также негативно сказывается на зрительной функции.
Неправильно организованная работа с электронными средствами обучения может привести к неприятным ощущениям в области глаз (пелена перед глазами, неясные очертания предмета), появляются «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорт или боль.
Именно поэтому при организации образовательного процесса в школе с использованием электронных средств обучения в целях профилактики и сохранения зрения необходимо соблюдать установленные санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
  • При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15 минут.
  • Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать: для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут, для компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
  • Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.
  • Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
  • Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
  • В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное, общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
После работы с ЭСО следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин. Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета). Рекомендуемый комплекс упражнений для глаз содержится в методических рекомендациях МР 2.4.0242-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи":
  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
Родителям каждого школьника также необходимо уделять особенное внимание здоровью глаз и профилактике возможных проблем со зрением у своих детей.
Ограничивайте время использования компьютера, мобильного телефона и других электронных гаджетов. Замена компьютерных игры на творческие занятия или подвижные игры на свежем воздухе поможет сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Следите, чтобы при работе за компьютером или мобильным устройством дети регулярно делали перерывы! Пусть каждые 20-30 минут смотрят вдаль на несколько минут - это нужно для отдыха глаз.
  • Не забывайте про правильное питание детей! В рационе школьников должны быть продукты, богатые витаминами A, C и E, которые благотворно влияют на здоровье глаз.
  • Следите, чтобы дети проводили достаточно времени на свежем воздухе и занимались спортом. Физическая активность и прогулки помогают укреплять мышцы глаз и улучшают кровообращение в них.
  • Регулярно приводите ребенка на профилактические осмотры у офтальмолога. Он сможет выявить возможные проблемы на ранних стадиях и предложить эффективные методы лечения.
  • При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе. Правильно освещайте рабочее место ребенка. Освещение должно быть достаточным и равномерным, чтобы избежать перенапряжения.
Забота о здоровье глаз – это не только ответственность родителей и учителей, но и самих детей. Соблюдая эти простые требования и рекомендации, они смогут надолго сохранить хорошее зрение.