Здоровье населения

Лучше предотвратить, чем исправить последствия. «Антитабачная» и «антиалкогольная» Концепции государства

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отдаёт приоритет профилактике в сфере охраны здоровья, который, согласно 12 статье, обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе, программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здесь же, в статье 30 сказано, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе, для занятий физической культурой и спортом.
Законодательное закрепление профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, в частности, регламентация здорового образа жизни, продиктованы и демографической ситуацией, и состоянием здоровья населения, и статистикой употребления никотинсодержащей продукции и алкоголя.
И то, что в последние годы ситуация в России характеризуется значительным снижением числа потребителей алкогольной продукции, отказом современной молодежи от курения, показывает, что сделано это не зря.
Однако, смертность от причин, связанных с алкоголем, всё еще достаточно высока, несмотря на то, в последние годы ситуация в России характеризуется значительным снижением числа потребителей алкогольной продукции.
Минздравом, Роспотребнадзором и Минпросвещения РФ разработана Концепция сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2023 года, которая в настоящее время проходит общественную экспертизу. Согласно проекту, к 2030 году объем выпитого алкоголя на душу населения должен снизиться с 9,1 л (2020 г) до 7,7 л., а смертность от злоупотребления алкоголем должна сократиться до 23,3 человека на 100 тыс. населения (2020 - 32,5 чел на 100 тыс.)
Напомним, что в стране уже действует Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 2732-р.
Причиной её принятия стало то, что по данным Всемирной организации здравоохранения, употребление табака также является одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, потребление табака ежегодно приводит почти к 7 млн. случаев смерти, из которых более 6 млн. случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев - среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия.
«Антитабачная» Концепция предполагает снижение распространенности потребления табака населением Российской Федерации (взрослое население) с 28,5% в 2020 году до 21% в 2035 году.
В целях выполнения задачи по сокращению предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения предусматривается:
  • предотвращение незаконной торговли табачными изделиями и иной никотинсодержащей продукцией;
  • противодействие незаконному производству и обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции, включая совершенствование контроля за выдачей и оборотом специальных (акцизных) марок, а также введение порядка уничтожения оборудования, используемого для незаконного производства табачных изделий;
  • регулирование состава табачной и иной никотинсодержащей продукции, а также раскрытия их состава с учетом норм права Евразийского экономического союза;
  • сокращение доступности табачных изделий (включая некурительные табачные изделия), кальянов и иной никотинсодержащей продукции.
Здоровый образ жизни