Новости

Требования к учебным изданиям для школьника

Гигиена детей и подростков
Каждый родитель всегда заботится о здоровье своего ребенка и старается ограничить его пребывание у телевизора, компьютера и планшета, заменив эти развлечения на чтение книжной продукции. Безусловно,  любая книга - лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста.  Однако, и здесь главное не переусердствовать, тем более, что к печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых может сказаться на состоянии здоровья неокрепшего детского организма.
Если заглянуть в рюкзаки нашим школьникам, то мы увидим какие книги они читают. При этом,  речь идет не о содержании произведения, а о самом печатном издании, его  оформлении, внешнем виде и т.д.
Требования к учебным изданиям для детей и подростков устанавливаются положениями следующих нормативных правовых актов:
·     Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
·     Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
·     Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), статья 8. Требования безопасности издательской (книжной и журнальной) продукции;
·     санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (СанПиН 2.4.7.1166-02).
Гигиеническая характеристика учебного издания складывается из оценки качества бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета. Предъявляются требования к весу, шрифтовому оформлению учебников, учебных пособий, практикумов. Как видим, не всё так просто. На что же родителям нужно обращать внимание при выборе книжного издания своему чаду:
1. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются: для начального образования (1-я ступень) 1 - 4е классы; для основного образования (2-я ступень) 5 - 9е классы; для среднего образования (3-я ступень) 10 - 11е классы.
Типографиям рекомендовано выпускать издания, содержащие информацию для одной возрастной категории. Учебники, учебные пособия, практикумы должны включать материалы, рассчитанные не более чем на: 1 год обучения - для 1 класса; 2 года обучения - для 2-6х классов; 3 года обучения - для 7-11х классов. Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то такая продукция должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп.
2. Вес издания должен соответствовать функциональным возможностям организма обучающегося и не должен быть более: 300 г для 1-4х классов, 400 г для 5-6х классов,   500 г. для 7-9х классов,  600 г. для 10-11х классов.
Вес учебника для 1-4х классов, для занятий только в классе, не должен быть более 500г, с обязательным указанием специфики использования данного издания на титульном листе. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%. Применение больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника,  делают его неудобным в использовании, тем самым, увеличивают массу ежедневно переносимого школьником груза. Поэтому учебные издания, такие как учебник, учебное пособие, практикум и учебные издания нового поколения, такие как учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий,  могут быть изготовлены в мягкой обложке, главное,  чтобы материал был прочным и не подвергался загрязнению.
3. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества - фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром. Полиграфические материалы, применяемые для изготовления книгопечатного издания, подлежат реализации при наличии документов, подтверждающих их безопасность для здоровья ребенка.
4. Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий, не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).
5. Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, чем предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим, предъявляются следующие требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:
~      не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий для чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
~      не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
~      не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов (с расстоянием между колонками: не менее 9 мм (для 1-4х классов); не менее 9 мм для основного и 6 мм для дополнительного текста (для 5-9 классов и 10-11 классов) при наличии разделительной линии;
~      пробел между словами в издательской продукции для дошкольного и младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы);
~      корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.;
~      на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
~      в изданиях литературно-художественных, научно-популярных, развивающего обучения, для дополнительного образования для текста, не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
~      в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка, смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.
Важно отметить, что особенно велико значение качества учебного издания для детей младшего школьного возраста, это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования:
-      в прописях для освоения начальных навыков письма - расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм;
-      для закрепления навыков письма (отдельные слова и предложения) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм.;
-      расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм.;
-      рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 градусов;
-      для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует использовать только одну цветную краску (черная, серая, светло-голубая или светло-зеленая).
Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом,  обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.