В меню образовательных учреждений должна быть указана информация, включающая распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Вот как выглядит примерный, рекомендуемый образец меню приготавливаемых блюд.
![](https://static.tildacdn.com/tild3061-3637-4862-b963-653638303538/1111111111.png)
Составляется примерное меню на период не менее двух недель (14, 12 или 10 дней в зависимости от типа организации), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.
Примерное меню разрабатывается в учреждении, организующем питание, и утверждается руководителем этой организации. В случае привлечения сторонних организаций (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), меню утверждается руководителем предприятия общественного питания и согласовывается руководителем образовательного учреждения. Рекомендуется согласовывать примерное меню с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Виды меню:
· основное меню
· индивидуальное меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Интервалы между основными приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Между основными и промежуточными приемами пищи (второй завтрак, второй полдник) – не менее 1,5 часов. Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном или диетическом питании, специалистом-диетологом разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии (по назначениям лечащего врача). Допускается употребление детьми готовых домашних блюд в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей), микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
Примерное меню разрабатывается с учетом:
- сезонности;
- территориальных и национальных особенностей;
- необходимого количества основных пищевых веществ;
- калорийности суточного рациона
С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
· по массе порций блюд;
· пищевой энергетической ценности;
· суточной потребности в основных витаминах, микроэлементах
· распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи
Продукты и блюда, которых НЕТ и НЕ должно быть в школьном меню:
· продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей
· продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта
· продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения
· блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки
Способы приготовления блюд, соответствующие принципам щадящего питания:
· варка
· приготовление на пару
· тушение
· запекание
Организации должны размещать в доступных для родителей и детей местах (обеденном зале, холле, групповой ячейке):
· ежедневное меню основного питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции
· меню дополнительного питания с указанием наименования блюда, массы порции, калорийности порции
· рекомендации по организации здорового питания детей.
Таким образом, с помощью формирования здорового и разнообразного меню дошкольного и школьного питания создаются условия для гармоничного роста и развития детей, профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, формирования здоровых пищевых стереотипов поведения, здоровых вкусовых пристрастий, сокращаются риски избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета, анемий, гиповитаминозов, болезней системы кровообращения.