Здоровье населения

Для чего нужно меню в детском питании?

Источником энергии, а также полезных веществ для детского организма является пища и, соответственно,  правильно сформированный рацион. Учитывая недостаточную зрелость пищеварительной системы, а также ускоренный метаболизм детей, образовательным учреждениям в обязательном порядке необходимо разрабатывать полноценное, сбалансированное, разнообразное меню, которое обеспечит организм достаточным количеством необходимых питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, бифидобактерии, вода) и полностью покроет энерготраты организма.        
        В меню образовательных учреждений должна быть указана информация, включающая распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).  
Вот как выглядит примерный, рекомендуемый образец меню приготавливаемых блюд.


Составляется примерное меню на период не менее двух недель (14, 12 или 10 дней в зависимости от типа организации), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.
Примерное меню разрабатывается в учреждении, организующем питание,  и утверждается руководителем этой организации. В случае привлечения сторонних организаций  (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), меню утверждается руководителем предприятия общественного питания и согласовывается руководителем образовательного учреждения. Рекомендуется согласовывать примерное меню с органами,  уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Виды меню:
·       основное меню
·       индивидуальное меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Интервалы между основными приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Между основными и промежуточными приемами пищи (второй завтрак, второй полдник) – не менее 1,5 часов. Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном или диетическом питании, специалистом-диетологом разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии (по назначениям лечащего врача). Допускается употребление детьми готовых домашних блюд в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей), микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Примерное меню разрабатывается с учетом:

  • сезонности;
  • территориальных и национальных особенностей;
  • необходимого количества основных пищевых веществ;
  • калорийности суточного рациона
        (при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ).

С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:

·        по массе порций блюд;
·        пищевой энергетической ценности;
·        суточной потребности в основных витаминах, микроэлементах
·        распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи
Продукты и блюда, которых НЕТ и НЕ должно быть в школьном меню:
·       продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей
·       продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта
·       продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения
·       блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки
Способы приготовления блюд, соответствующие принципам щадящего питания:
·       варка
·       приготовление на пару
·       тушение
·       запекание

Организации должны размещать в доступных для родителей и детей местах (обеденном зале, холле, групповой ячейке):
·                   ежедневное меню основного питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции
·                   меню дополнительного питания с указанием наименования блюда, массы порции, калорийности порции
·                   рекомендации по организации здорового питания детей.

Таким образом, с помощью формирования здорового и разнообразного меню дошкольного и школьного питания создаются условия для гармоничного роста и развития детей, профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, формирования здоровых пищевых стереотипов поведения, здоровых вкусовых пристрастий, сокращаются риски избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета, анемий, гиповитаминозов, болезней системы кровообращения.
Организация питания обучающихся