Новости

Реализация конституционного права граждан на обращение

Коммунальная гигиена
Право каждого гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека – одно из основополагающих прав, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, связанные с охраной здоровья, состоянием среды обитания, качеством жизни, труда и отдыха. Данное право гражданина закреплено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и других законодательных актах. В случаях нарушения прав по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия гражданин обращается в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Порядок рассмотрения обращений граждан определен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";  «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе,  юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденной Приказом Роспотребнадзора от 20 января 2014 года N 28.
Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в рамках выполнения внеплановых предписаний (поручений) и определений о назначении экспертизы, вынесенных Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора на основании обращений граждан, проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иных виды оценок. В 2021году для проведения лабораторно-инструментальных исследований и экспертных действий поступило более чем 600 предписаний (поручений) Территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, вынесенных по обращениям граждан.
Одним из основных видов жалоб, поступающих по внеплановым предписаниям, являются жалобы на превышение уровней шума – фактора неионизирующей природы, неблагоприятно влияющего на условия проживания и здоровье населения на территории жилой застройки и в жилых помещениях. Значимыми причинами повышенного уровня шума на селитебной территории и в жилых помещениях являются функционирование встроенно-пристроенных объектов и инженерно-технологического оборудования зданий. Среди объектов – источников шума, являющихся основанием для жалоб, лидирующее значение, как и в предыдущие годы, занимают предприятия общественного питания и торговли, имеющие значительное количество вентиляционного и холодильного оборудования; наружные блоки системы кондиционирования и охлаждения; встроенные (пристроенные) к жилым домамспортивно- оздоровительные учреждения, предприятия отдыха и развлечения (бильярдные, дискотеки, клубы и т. д.). Согласно нормативного документа – ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» проводятся измерения количественных параметров, характеризующих общий шум в жилых помещениях от внешних и внутренних источников с применение средств измерений – шумомеров, калибраторов акустического типа. Гигиеническая оценка результатов проводится на соответствие требованиям СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», где установлены нормативные параметры допустимого шумового воздействия.
С наступлением холодного периода года возрастает количество жалоб по несоблюдению температурного режима в жилых помещениях и других объектах различных сфер деятельности. Недостаточно горячие батареи, и, соответственно, некомфортная температура в помещениях— одна из самых распространенных жалоб горожан, особенно в начале отопительного сезона. В целях выполнения предписаний проводятся измерения микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха) и дается оценка о соответствии/не соответствии нормативным параметрам, установленным в санитарных правилах.
Достаточно большое количество жалоб от населения поступает  на качество питьевой воды – в целях объективного подтверждении или не подтверждения ухудшения качества питьевой воды проводятся лабораторные исследования по микробиологическим, вирусологическим и санитарно-гигиеническим показателям с последующей гигиенической оценкой результатов исследований.
В 2021 году отмечается увеличение количества жалоб на качество атмосферного воздуха территории населенных мест, Большинство таких жалоб связанно с выбросами промышленных предприятий, предприятий общественного питания  или иных объектов, находящихся или рядом с границами жилой застройки, или размещенных в жилых зданиях.
По сравнению с предыдущими годами отмечается снижение количества жалоб на качество продуктов питания и на ненадлежащее оказание услуг предприятиями общественного питания, что отчасти связано с ограничительными мероприятиями при работе общественного питания, связанными с распространением коронавирусной инфекции
По-прежнему поступают обращения граждан на несоблюдение требований Федерального закона № 15 от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предприятиями, реализующими табачную и никотинсодержащую продукцию, которые реализуют данную продукцию на расстоянии менее чем сто метров от школ, детских садов, средних и высших учебных заведений, других образовательных объектов. Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» проводятся как фактические измерения по прямой линии без учета искусственных и естественных преград  от предприятия торговли до ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, так и измерения по представляемым картографическим материалам.