Новости

Обращения граждан через Единый портал государственных и муниципальных услуг

Пресс-центр
С 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который расширил способы подачи обращений гражданами в органы государственной власти и муниципальные органы, дополнив их возможностью подачи жалобы через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Теперь понятие «обращение гражданина» сформулировано следующим по-другому:
обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В случае, если обращение будет подано через портал, ответ будет направлен также по электронному адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале.
Следует отметить, что такую возможность для граждан некоторые органы в государственной власти уже реализовали, создав личные кабинеты на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Все, кто этого не сделал до дня вступления в силу Федерального закона, должны обеспечить такую возможность для граждан в срок, не позднее 1 января 2025 года.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2023 г. N 2334 утверждены правила использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".
Согласно данному нормативному документу, направление обращений и сообщений физическими и юридическими лицами с использованием единого портала осуществляется при условии наличия подтвержденной учетной записи и прохождения процедур идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Направление обращений и сообщений физическими и юридическими лицами с использованием единого портала осуществляется посредством:
а) электронных форм единого портала, размещенных на официальных сайтах и официальных страницах органов и организаций;
б) личных кабинетов физического или юридического лица на едином портале;
в) мобильного приложения единого портала.
Подготовка ответов на обращения осуществляется уполномоченными лицами органов и организаций в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Напоминаем, что указанный закон устанавливает 30-дневный срок рассмотрения обращения со дня его регистрации. Однако, по общему правилу, в сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные и праздничные дни.