Новости

Переход на электронные медицинские книжки

Санитарная энциклопедия для бизнеса
Одной из мер профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний является обязанность работников отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Это положения статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Форма, порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. N 90н. Приказ действует уже более года, однако, 15 августа 2023 г. в него внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 1 сентября 2023 года. Изменения и дополнения внесены как в сам приказ, так и в приложения к нему.
Сам приказ дополнен статьей 1¹, по смыслу которой медицинские книжки, оформляемые раньше на бумажных носителях, переводятся в электронный формат, но до 1 сентября 2024 г. допускается выдача и ведение ранее выданных личных медицинских книжек на бумажном носителе.
Изменен и порядок обращения за личной медицинской книжкой в уполномоченные учреждения: появилась возможность обращения через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ) в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при условии прохождения работником процедуры идентификации и аутентификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек (приложение 2 к Приказу N 90н), личная медицинская книжка формируется по результатам предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников по форме, утвержденной этим же приказом, с использованием подсистемы электронных личных медицинских книжек Федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера в форме электронного документа (далее - Книжка), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи ответственного за формирование книжки сотрудника уполномоченного федерального государственного учреждения, подведомственного Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющейся оператором Федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера.
После 1 сентября 2024 года медицинская книжка на бумажном носителе может быть выдана только при обращения работника с заявлением о предоставлении книжки на бумажном носителе.