Новости

Требования к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении

Гигиена детей и подростков
Как известно, фундамент здоровья человека закладывается с раннего возраста, и чтобы ребенок рос бодрым, активным, крепким, сильным необходимо создать правильные условия для его жизни и обеспечить рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей, режим дня.
Правильно организованный режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе, на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга и определенной неустойчивостью нервных процессов.
Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • время пребывания ;
  • продолжительность и кратность сна;
  • продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также Методическими рекомендациями МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе, размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях», режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.

Начало занятий в дошкольных учреждениях должно начинаться не ранее 8 часов, окончание - не позднее 17:00. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность одного занятия не должна превышать 10 мин, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки за день в зависимости от возраста детей составляет: от 1,5 до 3 лет - не более 20 минут, от 3 до 4 лет - 30 минут, от 4 до 5 лет - 40 минут, от 5 до 6 лет - 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна, для детей от 6 до 7 лет - 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть не менее 10 минут.
Продолжительность и кратность сна.
При нахождении детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется дневной сон. Дневной сон рекомендуется организовывать для детей до 1 года 2-4 раза в день продолжительностью до 2 часов (в зависимости от возраста), для детей от 1 года до 1,5 года дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон рекомендуется организовывать однократно продолжительностью не менее 3 часов, для детей от 4 до 7 лет не менее 2,5 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей. после сна поднимают раньше.
Рекомендованная общая продолжительность суточного сна для детей до 1 года не менее 14-15 часов, от 1 года до 7 лет - 12-12,5 часа.
Время пребывания на воздухе в течение дня.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет не менее 3 часов в день. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать, либо не проводить вовсе. Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Двигательная активность.
Суммарный объем двигательной активности дошкольников должен быть не менее 1 часа в день.

Свободное время.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями

Режим питания.
Режим питания детей и время приема пищи определяются временем начала и окончания работы дошкольной организации при соблюдении времени перерыва между отдельными приемами пищи не более 3,5 часов.
Рекомендуется для составления меню учитывать данные о нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для конкретной возрастной группы детей, времени (режиме) работы организации, организации перерывов между приемами пищи. При 8-10-часовом пребывании рекомендуется организовывать 3-4-разовое питание, при 11-12-часовом: 4-5-разовое питание, при 13-24-часовом: 5-6-разовое питание.
Гигиенические требования к режиму дня дошкольников разработаны и базируются строго на научном подходе, с учетом возрастных особенностей детского организма, несоблюдение рекомендованных норм может иметь нежелательные последствия со стороны организма ребенка, в том числе отдаленные, которые могут проявиться во взрослом возрасте.