Новости

Методические рекомендации по обеспечению рациональной организации образовательного процесса

Гигиена детей и подростков
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10 ноября 2023 года утверждены методические рекомендации MP 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях.
МР направлены на создание условий по охране здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса с учётом учебной и внеучебной нагрузки, режима учебных занятий.
В методических рекомендациях отражены принципы организации мероприятий по оптимизации нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы, включая дополнительное образование. Рекомендовано для снижения утомления от учебных занятий подбирать режим обучения, способствующий снижению утомления и сокращающий суммарный объем образовательной нагрузки.
Образовательная нагрузка обучающихся складывается из урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, выполнения домашних заданий.
Обучение учащихся в образовательном учреждении регламентируется расписанием занятий, с учётом начала и окончания учебных занятий, продолжительности перемен, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.
В соответствии с санитарными требованиями устанавливается максимально допустимая образовательная нагрузка, включающая количество уроков в день в соответствии с возрастом учащегося. Расписание учебных занятий строится с учетом динамики умственной работоспособности обучающихся. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и выраженным формам утомления. Построение урока должно складываться из периода врабатывания (7 - 10 минут), периода наиболее высокой умственной работоспособности (середина урока, 25-30 минут) и периода утомления.
Расписание уроков включает чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов. При составлении расписания уроков используются шкалы трудности учебных предметов, которая ранжируется в баллах. Учебная нагрузка в течение недели распределяется в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу с нарастанием к середине недели. В расписании уроков обучающихся 1 - 4-х классов должны чередоваться предметы статической и двигательной направленности, у обучающихся 5 - 11-х классов - предметы естественно-математической и гуманитарной направленности. Не рекомендуется включать в расписание занятий два или три урока с высоким рангом трудности подряд (например, физика и химия).
Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день. Для обучающихся 5 - 11-х классов для снижения утомительности учебного процесса и сокращения продолжительности подготовки домашних заданий возможно сдваивание уроков по одному учебному предмету. Для обучающихся 1 - 4-х классов сдваивание уроков по одному учебному предмету не проводят, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке или плаванию.
Усвоение знаний обучающихся зависит от возраста детей и их физического здоровья. Для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы и снятия напряжения мышц шеи и туловища в середине учебного занятия проводится комплекс гимнастических упражнений.
В целях профилактики переутомления и благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к процессу обучения в течение первого полугодия постепенно увеличивают продолжительность урока с 35 минут до 40 минут и недельную образовательную нагрузку с 3-х до 4-х уроков в день, а также включаются дополнительные недельные каникулы в течение года.
Особое внимание уделяется домашним заданиям, выполняемые обучающимися самостоятельно во внешкольный период времени. Продолжительность выполнения домашних заданий для учащихся 1 класса не должна превышать 1 часа; во 2 - 3-м классах — 1,5 часа, в 4- 5-х классах — 2,0 часа, в 6 - 8-х классах — 2,5 часа, в 9 - 11-х классах — 3,5 часа.
Внеурочная деятельности, общественно полезный труд необходимо планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков, а также в выходные и каникулярные дни.
Благоприятное эмоциональное состояние, режим дня, соответствующий возрастным особенностям, способствует нормальному росту и развитию детей, сохранению интереса к учебной и творческой деятельности, обеспечению устойчивой умственной работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.
Основными компонентами режима дня обучающегося являются сон, прием пищи, учебные занятия в образовательных организациях и дома, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, свободная деятельность по индивидуальному выбору. Соблюдение режима дня, начало и завершение его компонентов в одно время приводят к возникновению у детей прочных условных рефлексов на время и подготавливают организм ребенка к предстоящему виду деятельности. Целесообразно соблюдать режим дня в учебные, выходные и каникулярные дни.
Для детей важным компонентом режима дня является полноценный сон. У значительной части обучающихся отмечается дефицит сна, что связано с ранним подъемом детей и с поздним отходом ко сну, обусловленным продолжительным приготовлением уроков и использованием устройств, оснащенных экраном.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, используются дополнительные занятия динамической направленности, включающие кружки и спортивные секции. При выборе самостоятельных занятий физической культурой необходимо обязательно учитывать физическое развитие и состояние здоровья, физическую подготовленность детей, особенности высшей нервной деятельности и индивидуальные интересы.
В режиме дня в выходные дней и каникулярных периодов рекомендуется максимальное пребывание детей на воздухе и повышать их двигательную активность.
При организации учебного процесса в образовательных организациях могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, которые могут быть организованы в зависимости от смены обучения детей в первой или во второй половине дня. Продолжительность пребывания обучающихся в ГПД может отличаться в разные дни недели в зависимости от предпочтений родителей (законных представителей) детей, занятости детей в дополнительном образовании вне образовательной организации.
Комплектовать ГПД рекомендуется из обучающихся одного класса либо близких по возрасту обучающихся.
Режим работы ГПД рекомендуется составлять с учетом продолжительности пребывания в ней обучающихся и необходимости выполнения основных компонентов режима дня: отдых после уроков, прием пищи, прогулка на свежем воздухе, двигательно-активные занятия, выполнение домашних заданий, свободная деятельность по выбору обучающегося, предпочтение рекомендуется отдавать занятиям двигательной направленности.
После окончания уроков перед началом выполнения домашних заданий, дополнительных занятий, внеурочной деятельности в зависимости от продолжительности дневной образовательной нагрузки (количества уроков) рекомендуется организовывать перерыв продолжительностью 1,5 - 2,0 часа, но не менее 30 минут для приема пищи и активного отдыха на свежем воздухе, организации двигательно-активных занятий.
Для обучающихся 1-х классов и ослабленных детей в режиме ГПД рекомендуется предусматривать дневной сон продолжительностью не менее 1,5 часов. Спальные помещения оборудуются в соответствии с нормативными требованиями. При отсутствии специальных помещений для организации сна допускается использовать трансформируемые пространства и трансформируемую мебель. Для обучающихся, посещающих ГПД в первую смену, организуется завтрак и обед, для посещающих ГПД во вторую смену, завтрак, обед и полдник. Прогулки детей с группы продлённого дня возможно организовывать в несколько этапов: до и после выполнения домашних заданий или индивидуально для разных детей с учетом их индивидуального расписания дополнительных занятий. При посещении ГПД максимальный объем домашних заданий рекомендуется выполнять в образовательной организации для оптимальной организации режима дня после возвращения домой.
Данный документ будет полезен для руководителей общеобразовательных организаций и родителей обучающихся.