Новости

Горячее питание как средство укрепления здоровья подрастающего поколения

Гигиена детей и подростков
Сегодня качество горячего питания в школах и детских садах – одна из самых обсуждаемых тем, которая интересует практически всё общество – родителей, самих детей, органы государственной власти, муниципалитеты.
В последнее время охват горячем питанием обучающихся в образовательных учреждений возрос в несколько раз. Если ранее старшеклассники чаще предпочитали буфетную продукцию, то сейчас все больше детей отдает предпочтение горячему питанию.
Горячее питание предполагает наличие горячего первого и второго блюда, либо второго блюда (в зависимости от приема пищи), доведенного до кулинарной готовности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В образовательных организациях основное питание детей обязательно должно включать горячие блюда согласно гл. IV.1 «Организация питания детей Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20, согласно которому (п.8.1.2): в организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются.
Статья 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" еще с сентября 2020 года дополнена пунктом 2.1:
2.1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Горячее питание – оно потому и горячее, что нормативными и методическими документами устанавливаются требования к его температуре (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается!

Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов готовые блюда должны быть реализованы не позднее 2 часов с момента изготовления.
Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака, обеда и полдника. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут.
Завтрак должен состоять из закуски (салат или свежие овощи), горячего блюда, горячего напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.
Обед должен включать закуску, горячее первое, второе блюдо и напиток. Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно. Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед - мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки), кондитерские изделия без крема, фрукты.
Стоит отметить, что в целях улучшения организации питания детей в общеобразовательной организации и в домашних условиях, в мае 2020 года Роспотребнадзор разработал Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях". Согласно указанным рекомендациям родителям предоставлено право участвовать в проверке качества питания их детей в школе, так называемый «родительский контроль». При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в школах могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню, санитарно-техническое состояние обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п., условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися, наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд, объем и вид пищевых отходов после приема пищи, вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей.
Здоровое и полноценное горячее питание детей при грамотной организации позволит обеспечить гармоничное развитие растущего организма и позволит ребенку легче справляться с интенсивными интеллектуальными и физическими нагрузками.