Новости

Радиационно-гигиеническая паспортизация. Порядок ведения РГП

Санитарная энциклопедия для бизнеса
Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Такое определение даётся в статье 1 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности, результаты которой ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий (ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ).

Радиационно-гигиеническая паспортизация является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением.

Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий предназначен для организаций (предприятий) любой ведомственной принадлежности и формы собственности, в которых проводятся работы с использованием источников ионизирующего излучения, для администрации субъектов Российской Федерации и для центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Радиационно-гигиенические паспорта организации и территории составляются в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.01.96 «О радиационной безопасности населения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. «О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий».

Радиационно-гигиенические паспорта являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий.

Целью ежегодного заполнения радиационно-гигиенических паспортов является оценка воздействия основных источников ионизирующего излучения, направленная на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, необходимая для планирования и проведения мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

- вероятность радиационных аварий и их масштаб;

- степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

- анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

- число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Территориальные центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора осуществляют контроль за достоверностью и полнотой информации, содержащейся в радиационно-гигиенических паспортах, дают письменное заключение по состоянию радиационной безопасности в организациях и на территории, оценивают риск возникновения стохастических эффектов у лиц из персонала организации и населения, эффективность проведенных мероприятий по улучшению радиационной обстановки и дают рекомендации по основным защитным мероприятиям на последующий период (год).

В случае отсутствия или недостаточности информации об уровнях облучения населения от некоторых видов источников выполняются работы по оценке доз облучения от этих источников.

Ведение радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия)

Радиационно-гигиенический паспорт ведется организациями (предприятиями), осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. Паспорт составляется должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, назначенным приказом по организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью.

Для составления радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия) используются материалы радиационного контроля, осуществляемого службой радиационной безопасности этой организации либо лицом, ответственным за радиационный контроль, а также официальные данные измерений (исследований), выполненные другими аккредитованными в установленном порядке организациями.

Графа «Дата выдачи и номер лицензии на право работы с источниками ионизирующего излучения» заполняется по данным всех действующих лицензий. При заполнении графы «Дата выдачи и регистрационный номер санитарного паспорта» в случае наличия нескольких действующих в организации санитарных паспортов (на отдельные цеха, участки, кабинеты, в которых проводятся работы с источниками ионизирующего излучения) необходимо привести данные всех санитарных паспортов.

В п. 1.1 паспорта перечисляются виды работ с источниками ионизирующего излучения, разрешенные организации (предприятию), типы используемых установок и их количество.

В п. 1.2 паспорта указывается основное направление деятельности организации, связанное с использованием источников ионизирующего излучения (радиоизотопная дефектоскопия, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов).

В радиационно-гигиеническом паспорте спецкомбината по переработке и захоронению радиоактивных отходов помимо этого указывается: суммарная активность отходов, захороненных в отчетном году и за весь период работы спецкомбината, раздельно для высоко-, средне- и низкоактивных отходов, а также суммарная активность отдельных радионуклидов в каждом виде отходов.

В п. 1.3 паспорта организации приводятся классы работ с радиоактивными веществами в открытом виде, указанные в санитарных паспортах, и число лиц из персонала, занятых на работах каждого класса.

Сведения, приводимые в разделе 2 паспорта, должны давать представление о степени воздействия деятельности организации на состояние радиационной обстановки на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения данной организации. Этот раздел заполняется организациями, при работе которых образуются выбросы и сбросы жидких радиоактивных веществ в окружающую среду. При заполнении этого раздела следует использовать как данные измерений, полученных силами службы радиационной безопасности организации, так и результаты измерений, проведенных другими аккредитованными в установленном порядке на право их проведения лабораториями радиационного контроля (ЛРК).

П. п. 2.1 и 2.2 паспорта заполняются только теми организациями, для которых установлены предельно допустимые выбросы, а п. п. 2.3 - 2.5 паспорта - только теми организациями, для которых установлены санитарно- защитные зоны и зоны наблюдения.

В п. 2.1 паспорта приводятся отношения годовых выбросов основных радионуклидов, связанных с деятельностью организации, к установленным для данной организации величинам ПДВ для каждого радионуклида по разрешениям, выданным природоохранными органами. Величина годового газоаэрозольного выброса радионуклидов определяется по данным радиационного технологического контроля за источниками выбросов.

П. 2.2 паспорта по характеристике жидких сбросов радиоактивных веществ в водоемы заполняется таким же образом, как п. 2.1 паспорта.

В п. 2.3 паспорта приводится среднегодовая мощность эквивалентной дозы внешнего излучения от всех источников на границе санитарно- защитной зоны по данным измерений, произведенных в различных точках на ее границе в течение года по регламенту контроля, установленному проектной документацией и согласованному с территориальным ЦГСЭН.

Среднегодовая объемная (удельная) активность радионуклидов в воздухе, воде открытых водоемов в санитарно-защитной зоне определяется на основании усредненных за год данных соответствующих измерений, проводимых по установленному в организации и согласованному с территориальными надзорными органами регламенту контроля. В п. 2.4 паспорта заносятся абсолютные значения и отношения (в скобках) полученных среднегодовых данных к допустимой объемной или удельной активности для населения (ДОАнас, ДУАнас соответственно).

В п. 2.5 паспорта заносятся среднегодовые удельные (объемные) активности радионуклидов в объектах окружающей среды зоны наблюдения, которые определяются аналогично п. 2.4.

В разделе 3 паспорта организации приводятся величины, характеризующие дозы облучения персонала и населения (в том числе пациентов медицинских учреждений). Они должны быть получены на основе анализа данных радиационного контроля, проводимого в организации, в учреждении в соответствии с требованиями нормативных документов.

Оценку средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз облучения следует проводить отдельно для персонала:

- должностные лица, работающие с техногенными источниками (группа А).

- должностные лица, находящиеся по условиям работы в сфере воздействия техногенных источников (группа Б).

В скобках указывается численность персонала групп А и Б и всего персонала.

Количество лиц с превышением установленных основных дозовых пределов определяется на основе анализа информации по индивидуальным дозам облучения отдельно для персонала группы А и персонала группы Б. При этом анализируемые индивидуальные дозы понимаются как сумма индивидуальных эффективных доз внешнего и внутреннего облучения. Количество лиц с выявленным превышением установленных дозовых пределов заносится в соответствующие графы п. 3.1 паспорта.

В п. 3.2 паспорта заносится численность населения, постоянно проживающего в зоне наблюдения (по данным администрации территории).

В п. 3.3 паспорта заносятся значения средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз, характеризующие вклад радиоактивных выбросов и сбросов организации вследствие ее текущей деятельности (без радиационных аварий) в отчетном году, в годовую дозу облучения населения, проживающего в зоне наблюдения. Эти значения определяются по результатам мониторинга содержания радионуклидов в объектах окружающей среды и измерения мощности дозы в воздухе и/или с помощью расчетных моделей. Расчетные модели применяются для расчета дозы у населения от деятельности организации при недостатке данных мониторинга окружающей среды и/или при уровнях ее радиоактивного загрязнения ниже чувствительности применяемой аппаратуры. Для расчета по моделям используются данные о выбросах и сбросах радионуклидов при деятельности организации в отчетном году.

При оценке дозы облучения населения зоны наблюдения за счет деятельности организации в отчетном году необходимо правильно определить вклад в дозу естественных и других техногенных источников (глобальных выпадений, чернобыльского загрязнения). Этот вклад определится расчетным путем по величине радиоактивного выброса за отчетный период либо на основе анализа данных измерений в предшествующие годы в зоне наблюдения и в прилегающих районах, а также путем анализа радионуклидного состава загрязнений окружающей среды.

Медицинские учреждения, выполняющие рентгенорадиологические диагностические исследования, в графу 3.3 паспорта заносят данные о количестве проведенных флюорографических, рентгенографических, рентгеноскопических и радионуклидных исследований.

В п. 4 паспорта должна быть дана оценка эффективности мероприятий, проведенных в организации, которые направлены на обеспечение выполнения санитарных норм и правил и соблюдение гигиенических нормативов в области радиационной безопасности, снижение индивидуальных и коллективных доз облучения, предотвращение случаев превышения установленных основных дозовых пределов и контрольных уровней, снижение уровней радиоактивных выбросов и сбросов, уменьшение вероятности радиационных аварий и аварийных ситуаций. Оценка эффективности мероприятий основывается на анализе динамики количественных показателей радиационной безопасности за последние 2 - 3 года.

В п. 5 паспорта приводится число случаев аварийных ситуаций и радиационных аварий, имевших место в отчетном году. К аварийным происшествиям относятся любые случаи потери управления источником ионизирующего излучения, вызванные неисправностью оборудования, неправильными действиями работников, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли бы привести к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды. При инцидентах и авариях на ядерных энергетических установках указываются их уровни в соответствии с международной шкалой INES, которая включает 7 уровней. При авариях на других объектах их уровень определяется по заключению комиссии, проводившей расследование аварии.

В п. 6 паспорта указывается наличие в организации планов мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий, дата их согласования с органами государственного надзора и дата утверждения их администрацией. Далее приводятся данные о наличии и достаточности в организации средств индивидуальной защиты, дезактивирующих растворов, аварийных дозиметров и средств первой медицинской помощи на случай возникновения радиационной аварии (с отметкой «имеются», «имеются, но в недостаточном количестве», «отсутствуют»).

В п. 7 паспорта перечисляются только те параметры, по которым обнаружено превышение радиационных показателей, установленных для нормальной эксплуатации, включая основные дозовые пределы, контрольные уровни для персонала, квоты и контрольные уровни для населения, проживающего в зоне наблюдения.

В п. 8 паспорта должно содержаться заключение территориального ЦГСЭН с оценкой достаточности представленных данных о состоянии радиационной безопасности персонала организации и лиц из населения, проживающих в зоне наблюдения. Дается оценка индивидуального и коллективного рисков возникновения стохастических эффектов у лиц этих категорий.

Оценка радиационной безопасности в организации дается по трехбалльной шкале:

- хорошая - объект полностью соответствует требованиям действующих нормативных актов;

- удовлетворительная - отмечены несущественные нарушения регламентов, не приведшие к переоблучению персонала и населения, сверхнормативному загрязнению окружающей среды;

- неудовлетворительная - отмечены существенные нарушения нормативных актов по радиационной безопасности.

При необходимости формулируются основные предложения по повышению уровня радиационной безопасности и устанавливаются сроки их реализации. После оформления и сдачи радиационно-гигиенического паспорта, Управлением Роспотребнадзора выдаётся заключение.

Без заключения РГП считается не действительным.