Новости

Женщины – капитаны

Гигиена труда

К 77 годовщине Победы в

Великой Отечественной войне





До начала ХХ века сложно представить женщину матросом, лоцманом, и уж тем более, капитаном океанического судна, поскольку мореплавание было исключительно мужским делом, а среди  мужчин – «морских волков» даже ходило мнение о том, что женщина на корабле – к несчастью. Все изменилось, и в 30-е годы в СССР начали строить новое, свободное от предрассудков общество, и женщины смогли занять лидирующие позиции во всех направлениях народного хозяйства.  Женщины, любившие море, показали свою профпригодность и встали у штурвалов  кораблей.
Первые и известные русские женщины – капитаны: Анна Щетинина и Валентина Орликова.
Анна Щетинина капитаном судна стала в 27 лет, с 1938 года служила в Балтийском пароходстве, в начале войны Анне предложили перейти в штаб, но она ответила, что ее место на судне. Под командованием Анны судно доставляло  в СССР военные грузы, перевозило гражданское население и военных.  
Щетинина проработала на флоте до 1960 года,  а в дальнейшем вела преподавательскую деятельность во Владивостокском высшем морском училище.
Валентина Орликова - капитан дальнего плавания, трудовую деятельность начала в 1941году морским инженером и в первых рейсах столкнулась с военными действиями, в 1941 году она участвовала в эвакуации раненых из Таллина, с августа 1942 до конца войны служила четвертым штурманом, а затем третьим помощником капитана, судно возило в США советское сырье в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд – лизу. После войны в 1947 году перешла на работу в систему рыбной промышленности, была капитаном китобойного судна. В 1955 году она стала, первая в мире женщина – капитаном большого морозильного траулера.
В честь этих женщин – капитанов, за их подвиги в период Великой Отечественной войны и в мирное время названы улицы в Мурманске и Владивостоке.
Российское законодательство, учитывая физиологические особенности женского организма, интересы охраны материнства и детства, охраняет труд женщин, освобождая их от тяжелых и вредных работ.
В Перечне производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, утвержденном  Приказом Министерства труда и социальной защиты населения № 512 от 18 июля 2019 года, ограничений на должность капитана водного транспорта (судна) нет. В судовых условиях на женщин оказывают большее действие, чем на мужчин, следующие факторы судовой среды: вибрация, вынужденное положение тела, чрезмерное физическое напряжение во время качки, некоторые промышленные яды. Женщинам запрещены следующие виды работ: погрузка и разгрузка вручную якорей, лотов, канатов в бухтах. Женщинам запрещается работать в качестве кочегаров на судах, матросов грузопассажирских судов и штурвальных на судах с ручными штурвалами.
В наше настоящее время российская женщина,   капитан Людмила Тибряева, является  единственной в мире женщиной – капитаном с опытом арктического плавания. 40 лет работы в пароходстве, из них  20 лет -  в должности капитана.
В бассейне реки Волга трудится капитан теплохода Марина Гаврилова, Алевтина Александрова – капитан в Сахалинском пароходстве, список красивых женских имен женщин – капитанов можно продолжать, радует тот факт, что список ежегодно пополняется новыми именами, пример доблестного труда и отваги  женщин – капитанов у них перед глазами.