Здоровье населения

О подготовке к проведению исследований фактического питания школьников в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография»

Правильно организованное питание школьников, основанное на принципах здорового питания, является залогом сохранения физического и психического здоровья, успешной учебы, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
В последние годы сохраняется тенденция к росту болезней органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, ожирения, сахарного диабета и других алиментарно-зависимых заболеваний среди детского населения. Причинами являются нарушения в организации питания детей, как в детских организованных коллективах, так и в домашних условиях. Многие дети получают меньше по сравнению с физиологическими нормами молока, кисломолочных продуктов, фруктов и овощей, в связи с чем снижено потребление кальция, полиненасыщенных жирных кислот и витаминов. При этом, имеет место избыточное потребление детьми жиров и легкоусвояемых углеводов (за счет избытка кондитерских изделий, фаст-фудов, сладких газированных напитков).
Для укрепления здоровья подрастающего поколения, снижения риска развития заболеваний необходимо соблюдать принципы здорового питания включающие в себя:
-      режим питания в определенные часы, предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник);
-      соответствие энергетической ценности рационов энергозатратам ребенка;
-      соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма человека в макро- (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
-      обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион, обязательное присутствие разнообразных молочных, мясных, рыбных, яичных блюд, овощей и фруктов, орехов, растительных масел;
-      использование пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
-      щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая сохранность их исходной пищевой ценности (запекание, варка, приготовление на пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре.
-      обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении блюд;
-      исключение использования фальсифицированной продукции.
Для продвижение принципов здорового питания и создания в России среды, способствующей ведению здорового образа жизни, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» Национального проекта «Демография», Роспотребнадзором организовано проведение исследований по оценке фактического питания населения, в том числе детей школьного возраста.
В рамках проекта с сентября 2019 года в пилотном режиме внедряется система мониторинга за состоянием питания школьников, основанная на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, а также связывающая здоровье населения со структурой питания и качеством пищевой продукции.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20 марта 2020 года утверждены методические рекомендации MP 2.3.0167-20 «Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях».
Основными задачами мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах являются:
- оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);
- анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;
- оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;
- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;
- оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома).
Проведение исследований организуется путем опроса/анкетирования родителей при участии детей и анализа сведений образовательных учреждений, в которых организовано питание детей.
Полученные данные станут основой новых (актуализированных) рекомендаций по питанию для детей разных возрастных групп, а также позволят разработать адресные образовательные программы как для детей, так и для учителей, и родителей.
Систематическая оценка и мониторирование питания детей и подростков в общеобразовательных организациях позволит выявлять и устранять нарушения санитарного законодательства, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, направлять и совершенствовать работу по организации питания.
Организация питания обучающихся